Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Казахского УГА близ Хромтау
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 декабря 1988 г.
Время:  09:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Актюбинская область, 6 км южнее Хромтау
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-14357
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО
 


Описание
    Пилот 10 летного отряда Усть-Каменогорского ОАО выполнял транспортно-связной полет по перевозке служебных пассажиров по маршруту КС-14 - Хромтау - Актюбинск по заявке заказчика - Краснооктябрьского ЛПУ. В нарушение РЛЭ, КВС взял на борт 8 пассажиров. Полетная масса при этом превышала допустимую на 439 кг, а центровка вышла за пределы допустимой передней на 0,016 м.
    Перед вылетом фактические и прогнозируемые метеоусловия не препятствовали выполнению полета. Прогноз погоды по району №1 ПАНХ с 7 до 15 часов предусматривал: видимость 3000 м, дымка, облачность 10 баллов высотой 250 м, в облаках умеренное обледенение, температура -3°С.
    Выполнив зависание на высоте 0,5 м для определения возможности взлета с перегрузкой, КВС произвел взлет по-вертолетному в зоне влияния «воздушной подушки», в 07:45 мск. Полет, по докладу КВС, выполнялся на высоте 100 м. При подлете к Хромтау, встретив метеоусловия хуже минимума (туман) и определив, что произвести посадку в Хромтау невозможно, пилот снизился до высоты ниже безопасной (50 м по РВ-3) и продолжал полет с целью произвести посадку на известную ему площадку по трассе газопровода. После пролета площадки КВС приступил к маневру для захода на посадку в пределах видимости контрастных ориентиров (трактор и экскаватор), находящихся левее площадки вблизи трассы газопровода. Выполнив разворот на 180° по приборам с частичным визуальным контролем на скорости 90-100 км/ч с креном 20°, КВС потерял контакт с ориентирами. Пытаясь восстановить контакт с ними в процессе дальнейшего снижения, КВС отвлекся от пилотирования, полностью потерял пространственное положение, непроизвольно создал правый крен и полностью погасил поступательную скорость полета, что привело к снижению вертолета с перемещением вправо и его столкновению с землей с креном 25-30°. Перегрузка вертолета усложнила пилотирование из-за более интенсивного снижения вертолета и повлияла на степень разрушения конструкции. При столкновении с землей, которое произошло в 08:20 мск в 6 км южнее Хромтау, вертолет разрушился. Пожара не было. 2 пассажира погибли, КВС и 4 пассажира получили тяжелые травмы, 2 пассажира получили незначительные травмы.
    Не получивший серьезных травм пассажир вынес всех остальных пассажиров и пилота из вертолета на землю, так как в кабину протекал керосин прямо на людей. Затем, через 1 час 30 минут после происшествия, он сообщил об АП по телефону из ближайшего населенного пункта. После этого сообщения, через 2 часа 10 минут после АП (в 10:30 мск) на место прибыли автомашины милиции и скорой помощи, которые доставили травмированных в больницу Хромтау.
    По показаниям пассажиров, на заключительной фазе полета была видимость менее 1000 м. Туман носил радиационный характер и был связан с инверсивным ходом температуры воздуха в приземном слое атмосферы
    Принятое решение на продолжение полета при встрече с метеоусловиями, исключающими полет по ПВП, вынудившими КВС снижаться до высоты ниже безопасной, вопреки требованиям п. 5.3.11 и 5.3.15 НПП ГА-85, привело в процессе захода на посадку к потере пространственного положения и столкновению с землей, что свидетельствует о самоуверенности и недисциплинированности КВС.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 8 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14357
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.02.1977
Заводской номер ВС 525105017
Наработка ВС (часы) 6620
Наработка ВС (циклы) 12266
Силовая установка 481611027 481674129


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Актюбинск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основной причиной АП явилось грубое нарушение командиром вертолета п. 5.3.13 и 5.3.11 НПП ГА-85 при ухудшении метеоусловий в полете до значений, исключающих полет по ПВП, которое привело к потере пространственного положения при заходе на посадку и столкновению с землей.
    Сопутствующие причины:
    - превышение командиром ВС максимально допустимой массы вертолета;
    - неоправдавшийся прогноз погоды по району полетов;
    - неудовлетворительная организация выполнения и контроля полетов на оперативной точке.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.