Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Узбекского УГА близ Фариша
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 марта 1977 г.
Время:  18:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Джизакская область, Фаришский район, 12 км севернее Фариша
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-09191
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Наманганская ОАЭ
 


Описание
    Экипаж производил АХР с а/д Фариш. Выполнив последний полет вечерней обработки полей по внесению минеральных удобрений, экипаж произвел посадку на соседней площадке АХР совхоза Кизил-Кум (18 км от а/д Фариш). Посадка на этой площадке заданием на полет не предусматривалась. КВС, выйдя из самолета, попросил у авиатехников сигарету. Постояв и покурив с ними, он вернулся в самолет (второй пилот из самолета не выходил). Взлет произведен после 10-15 минут стоянки в 15:47 мск (18:47 местн. вр.) с МК=300°. После отрыва на высоте 10-15 м, с креном 25-30° был выполнен первый разворот влево, после чего самолет с небольшим набором высоты лег на курс следования на а/д Фариш. В течение 2-3 минут полет проходил на малой (3-5 м) высоте с попеременными наборами высоты и снижениями. Пролетев в таком режиме 6 км от аэродрома вылета, самолет резко перешел в «горку», приняв почти вертикальное положение. Выйдя на закритические углы атаки, на высоте 50-70 м самолет полностью потерял скорость. Свалившись на крыло, он перешел в отвесное пикирование и ударился о землю под углом около 70° с опережением на правую полукоробку крыльев. Разброса обломков практически не произошло. Самолет полностью разрушился и в результате взрыва бензобаков и пожара частично сгорел. Катастрофа произошла на высоте 275 м над уровнем моря на ровной, твердой предгорной целине в горной местности в 12 км с азимутом 350° от н.п. Фариш (40°30’ СШ, 67°09’ ВД).


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-09191
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.06.1962
Заводской номер ВС 1G20-34
Наработка ВС (часы) 7676
Наработка ВС (циклы) 23044
Силовая установка К 14174120


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Наманганская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кизил-Кум
Пункт назначения Фариш
Начальный пункт маршрута Кизил-Кум
Конечный пункт маршрута Фариш


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Для выполнения полетов с оперативной точки Фариш экипаж проводил подготовку под руководством командира звена. Выставление экипажа на оперативной точке не было завершено из-за отсутствия бензина, с привозом которого КВС должен был вызвать командно-летный состав на оперативную точку, что им не было сделано. КВС начал производственные полеты с оперативной точки без разрешения. В процессе полетов 14, 17 и 18 марта экипаж допускал различные нарушения (выполнял недопустимые маневры, не проходил медицинский контроль, катал посторонних лиц). 18 марта посадку на соседней оперативной точке экипаж произвел без разрешения и доклада диспетчеру а/п Джизак, без какой-либо производственной необходимости. Посадка была произведена против выложенного старта. Последний взлет выполнялся с грубым нарушением РЛЭ – разворотом на недопустимо малой высоте с большим креном. Дальнейший полет проходил на бреющем полете с попеременными наборами высоты и снижениями. Наиболее вероятно, что пилотировал КВС, поскольку у второго пилота это была первая командировка на оперативную точку после окончания летного училища. Аварийная ситуация возникла из-за выполнения на самолете эволюций, не предусмотренных РЛЭ, с переводом самолета на запредельные углы атаки, потерей устойчивости и управляемости на малой высоте по причине грубой недисциплинированности экипажа самолета.
    По заключению судебно-медицинской экспертизы, второй пилот находился в легкой степени алкогольного опьянения. В организме КВС алкоголя не обнаружено.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа явилась следствием грубого нарушения экипажем правил полетов и преступной недисциплинированности, выразившейся в ряде последовательных нарушений в течение шести дней требований МГА по организации полетов на АХР, НПП ГА-71 и РЛЭ, завершившихся переводом самолета на закритические углы атаки с потерей устойчивости и управляемости на малой высоте, не позволявших вывести самолет в режим устойчивого полета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.