|
|
|
Катастрофа Ан-2 Узбекского УГА близ Фариша |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 марта 1977 г.
Время: 18:50
Страна: СССР
Место происшествия: Узбекская ССР, Джизакская область, Фаришский район, 12 км севернее Фариша
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-09191
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Узбекское УГА, Наманганская ОАЭ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж производил АХР с а/д Фариш. Выполнив последний полет вечерней обработки полей по внесению минеральных удобрений, экипаж произвел посадку на соседней площадке АХР совхоза Кизил-Кум (18 км от а/д Фариш). Посадка на этой площадке заданием на полет не предусматривалась. КВС, выйдя из самолета, попросил у авиатехников сигарету. Постояв и покурив с ними, он вернулся в самолет (второй пилот из самолета не выходил). Взлет произведен после 10-15 минут стоянки в 15:47 мск (18:47 местн. вр.) с МК=300°. После отрыва на высоте 10-15 м, с креном 25-30° был выполнен первый разворот влево, после чего самолет с небольшим набором высоты лег на курс следования на а/д Фариш. В течение 2-3 минут полет проходил на малой (3-5 м) высоте с попеременными наборами высоты и снижениями. Пролетев в таком режиме 6 км от аэродрома вылета, самолет резко перешел в «горку», приняв почти вертикальное положение. Выйдя на закритические углы атаки, на высоте 50-70 м самолет полностью потерял скорость. Свалившись на крыло, он перешел в отвесное пикирование и ударился о землю под углом около 70° с опережением на правую полукоробку крыльев. Разброса обломков практически не произошло. Самолет полностью разрушился и в результате взрыва бензобаков и пожара частично сгорел. Катастрофа произошла на высоте 275 м над уровнем моря на ровной, твердой предгорной целине в горной местности в 12 км с азимутом 350° от н.п. Фариш (40°30’ СШ, 67°09’ ВД).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-09191 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
23.06.1962 |
Заводской номер ВС |
1G20-34 |
Наработка ВС (часы) |
7676 |
Наработка ВС (циклы) |
23044 |
Силовая установка |
К 14174120 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Узбекское УГА, Наманганская ОАЭ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Кизил-Кум |
Пункт назначения |
Фариш |
Начальный пункт маршрута |
Кизил-Кум |
Конечный пункт маршрута |
Фариш |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Для выполнения полетов с оперативной точки Фариш экипаж проводил подготовку под руководством командира звена. Выставление экипажа на оперативной точке не было завершено из-за отсутствия бензина, с привозом которого КВС должен был вызвать командно-летный состав на оперативную точку, что им не было сделано. КВС начал производственные полеты с оперативной точки без разрешения. В процессе полетов 14, 17 и 18 марта экипаж допускал различные нарушения (выполнял недопустимые маневры, не проходил медицинский контроль, катал посторонних лиц). 18 марта посадку на соседней оперативной точке экипаж произвел без разрешения и доклада диспетчеру а/п Джизак, без какой-либо производственной необходимости. Посадка была произведена против выложенного старта. Последний взлет выполнялся с грубым нарушением РЛЭ – разворотом на недопустимо малой высоте с большим креном. Дальнейший полет проходил на бреющем полете с попеременными наборами высоты и снижениями. Наиболее вероятно, что пилотировал КВС, поскольку у второго пилота это была первая командировка на оперативную точку после окончания летного училища. Аварийная ситуация возникла из-за выполнения на самолете эволюций, не предусмотренных РЛЭ, с переводом самолета на запредельные углы атаки, потерей устойчивости и управляемости на малой высоте по причине грубой недисциплинированности экипажа самолета.
По заключению судебно-медицинской экспертизы, второй пилот находился в легкой степени алкогольного опьянения. В организме КВС алкоголя не обнаружено.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: катастрофа явилась следствием грубого нарушения экипажем правил полетов и преступной недисциплинированности, выразившейся в ряде последовательных нарушений в течение шести дней требований МГА по организации полетов на АХР, НПП ГА-71 и РЛЭ, завершившихся переводом самолета на закритические углы атаки с потерей устойчивости и управляемости на малой высоте, не позволявших вывести самолет в режим устойчивого полета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|