Для приемки и перегонки новых вертолетов Ка-26 с завода в Кумертау в Минск в 272 летном отряде была сформирована группа в составе летчиков и авиатехника, которая произвела приемку двух вертолетов №19655 и 19656 на заводе и 24.12.76 вылетела в Минск. После посадок в Оренбурге, Уральске, Балаково и Пензе, вертолеты 29.12.76 прибыли в а/п Тамбов, где из-за метеоусловий дальнейший перелет был прерван и вся группа отозвана на базу. 04.01.77 летчики убыли в Тамбов для продолжения перегонки ВС. При этом командир звена Гурбаш Р.И. (здесь и далее все фамилии изменены), входивший в группу на первой части полетов до Тамбова, был заменен на и.о. командира звена Кулецкого В.Р. Предварительная подготовка к полетам с Кулецким не проводилась, не проводилась она и с новым составом группы.
05.01.77 группа вылетела в а/п Липецк. Перелет проходил без отклонений, посадка произведена в 11:43. Предполетную подготовку в Липецке экипажи провели поспешно и не в полном объеме, с ошибками был рассчитан штурманский бортжурнал, экипажи не имели достаточных данных по РТС трассы Липецк – Орел и не знали о наличии магнитной аномалии в районе Курско-Орловской зоны. Штурманский контроль дежурным штурманом проведен формально, ошибки в предполетной подготовке не были указаны.
Взлет в а/п Липецк произведен в 12:31. Пунктом посадки был а/п Орел. На борту Ка-26 №19655 (ведущего) находились и.о. ком. звена Кулецкий В.Р. и штурман АЭ Масляков Ю.В., на борту Ка-26 №19656 (ведомого) – КВС Вознесенский В.В. и авиатехник Чураков Н.Е.
Прогноз погоды по маршруту Липецк – Орел с 12:30 до 17:00 предусматривал: северо-восточная периферия антициклона, облачность 3-7 баллов, верхняя, средняя, видимость более 10 км.
РТС работали нормально, однако экипажи не получали помощь в определении своего пеленга как у диспетчера МДП Орел из-за отсутствия пеленгатора, так и у диспетчера КДП Орел из-за малого радиуса его действия на этом канале.
Очевидцы показали, что вертолеты следовали на небольшом расстоянии друг от друга. Полет производился на истинной высоте около 150 м. При полете от Липецка ведомый вертолет дважды подходил на недопустимо малые расстояния (25-30 м) справа и сзади к ведущему. Во второй раз ведущий вынужден был уйти от сближения путем увеличения скорости и небольшого изменения направления полета влево, погрозив при этом ведомому кулаком.
Во второй половине маршрута Липецк – Орел после пролета н.п. Ламское ведущим экипажем была временно утеряна детальная ориентировка, о чем он по УКВ-радиостанции предупредил ведомого, который также не знал своего местонахождения и без разрешения ведущего стал заходить на посадку у населенного пункта для уточнения места группы. Ведущий в это время сделал правый вираж. После взлета с места посадки ведомый, перейдя совместно с ведущим на рядом находящуюся частоту связи, передал ведущему наименование населенного пункта, которое он узнал у местного жителя. На полетной карте (10-ти километровке) ведущий экипаж такого населенного пункта не обнаружил.
С 14:01 до 14:19 экипажи пытались восстановить временно потерянную детальную ориентировку, работая на оговоренной заранее частоте. Пока экипажи восстанавливали ориентировку, за местонахождением ведомого в группе после его взлета никто из членов ведущего экипажа не наблюдал. Когда ведомый в 14:19 вышел на частоту МДП а/п Орел, он услышал вызовы диспетчером своего ведущего, который не отвечал на эти вызовы. Вероятно, пытаясь обратить внимание ведущего и показать ему, чтобы он вышел на связь с диспетчером МДП, ведомый приблизился к нему, отвлекся от пилотирования и на высоте 150 м столкнулся с вертолетом ведущего. Ведомый Ка-26 №19656 в момент столкновения находился в правом крене 45-50° и ударился несущими винтами по правой силовой установке, хвостовой балке, центральной части фюзеляжа, основным ногам шасси и грузовой платформе ведущего Ка-26 №19655. Несущие винты у ведомого вертолета разрушились. Он в неуправляемом снижении с правым скольжением упал на землю на заснеженном поле, разрушился и сгорел. КВС и авиатехник погибли. Столкновение с землей произошло с креном 80-90° и углом наклона траектории 45° близ н.п. Александровка Покровского р-на Орловской области (56 км от а/п Орел с азимутом 126°, 52°46’ СШ, 36°36’ ВД).
И.о. к-ра звена Кулецкий В.Р. пытался произвести вынужденную посадку в 70 м от горящего вертолета для оказания помощи, однако из-за полученного повреждения основных ног шасси он не смог сделать этого и приземлился в 200 м, с другой стороны проходящего через поле оврага, на днище пилотской кабины, грузовую платформу и кили хвостового оперения, используя вместо шасси возвышенность местности. После остановки винтов Кулецкий подбежал к месту падения ведомого вертолета и совместно со штурманом вытащил погибшего КВС из под горящих обломков. Авиатехника они не обнаружили.
|