Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение вертолетов Ка-26 Белорусского УГА в Покровском районе Орловской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 января 1977 г.
Время:  14:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Орловская область, Покровский район, близ дер. Александровка, 56 км юго-восточнее а/п Орёл
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-19656
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Белорусское УГА, Минский ОАО
 


Описание
    Для приемки и перегонки новых вертолетов Ка-26 с завода в Кумертау в Минск в 272 летном отряде была сформирована группа в составе летчиков и авиатехника, которая произвела приемку двух вертолетов №19655 и 19656 на заводе и 24.12.76 вылетела в Минск. После посадок в Оренбурге, Уральске, Балаково и Пензе, вертолеты 29.12.76 прибыли в а/п Тамбов, где из-за метеоусловий дальнейший перелет был прерван и вся группа отозвана на базу. 04.01.77 летчики убыли в Тамбов для продолжения перегонки ВС. При этом командир звена Гурбаш Р.И. (здесь и далее все фамилии изменены), входивший в группу на первой части полетов до Тамбова, был заменен на и.о. командира звена Кулецкого В.Р. Предварительная подготовка к полетам с Кулецким не проводилась, не проводилась она и с новым составом группы.
    05.01.77 группа вылетела в а/п Липецк. Перелет проходил без отклонений, посадка произведена в 11:43. Предполетную подготовку в Липецке экипажи провели поспешно и не в полном объеме, с ошибками был рассчитан штурманский бортжурнал, экипажи не имели достаточных данных по РТС трассы Липецк – Орел и не знали о наличии магнитной аномалии в районе Курско-Орловской зоны. Штурманский контроль дежурным штурманом проведен формально, ошибки в предполетной подготовке не были указаны.
    Взлет в а/п Липецк произведен в 12:31. Пунктом посадки был а/п Орел. На борту Ка-26 №19655 (ведущего) находились и.о. ком. звена Кулецкий В.Р. и штурман АЭ Масляков Ю.В., на борту Ка-26 №19656 (ведомого) – КВС Вознесенский В.В. и авиатехник Чураков Н.Е.
    Прогноз погоды по маршруту Липецк – Орел с 12:30 до 17:00 предусматривал: северо-восточная периферия антициклона, облачность 3-7 баллов, верхняя, средняя, видимость более 10 км.
    РТС работали нормально, однако экипажи не получали помощь в определении своего пеленга как у диспетчера МДП Орел из-за отсутствия пеленгатора, так и у диспетчера КДП Орел из-за малого радиуса его действия на этом канале.
    Очевидцы показали, что вертолеты следовали на небольшом расстоянии друг от друга. Полет производился на истинной высоте около 150 м. При полете от Липецка ведомый вертолет дважды подходил на недопустимо малые расстояния (25-30 м) справа и сзади к ведущему. Во второй раз ведущий вынужден был уйти от сближения путем увеличения скорости и небольшого изменения направления полета влево, погрозив при этом ведомому кулаком.
    Во второй половине маршрута Липецк – Орел после пролета н.п. Ламское ведущим экипажем была временно утеряна детальная ориентировка, о чем он по УКВ-радиостанции предупредил ведомого, который также не знал своего местонахождения и без разрешения ведущего стал заходить на посадку у населенного пункта для уточнения места группы. Ведущий в это время сделал правый вираж. После взлета с места посадки ведомый, перейдя совместно с ведущим на рядом находящуюся частоту связи, передал ведущему наименование населенного пункта, которое он узнал у местного жителя. На полетной карте (10-ти километровке) ведущий экипаж такого населенного пункта не обнаружил.
    С 14:01 до 14:19 экипажи пытались восстановить временно потерянную детальную ориентировку, работая на оговоренной заранее частоте. Пока экипажи восстанавливали ориентировку, за местонахождением ведомого в группе после его взлета никто из членов ведущего экипажа не наблюдал. Когда ведомый в 14:19 вышел на частоту МДП а/п Орел, он услышал вызовы диспетчером своего ведущего, который не отвечал на эти вызовы. Вероятно, пытаясь обратить внимание ведущего и показать ему, чтобы он вышел на связь с диспетчером МДП, ведомый приблизился к нему, отвлекся от пилотирования и на высоте 150 м столкнулся с вертолетом ведущего. Ведомый Ка-26 №19656 в момент столкновения находился в правом крене 45-50° и ударился несущими винтами по правой силовой установке, хвостовой балке, центральной части фюзеляжа, основным ногам шасси и грузовой платформе ведущего Ка-26 №19655. Несущие винты у ведомого вертолета разрушились. Он в неуправляемом снижении с правым скольжением упал на землю на заснеженном поле, разрушился и сгорел. КВС и авиатехник погибли. Столкновение с землей произошло с креном 80-90° и углом наклона траектории 45° близ н.п. Александровка Покровского р-на Орловской области (56 км от а/п Орел с азимутом 126°, 52°46’ СШ, 36°36’ ВД).
    И.о. к-ра звена Кулецкий В.Р. пытался произвести вынужденную посадку в 70 м от горящего вертолета для оказания помощи, однако из-за полученного повреждения основных ног шасси он не смог сделать этого и приземлился в 200 м, с другой стороны проходящего через поле оврага, на днище пилотской кабины, грузовую платформу и кили хвостового оперения, используя вместо шасси возвышенность местности. После остановки винтов Кулецкий подбежал к месту падения ведомого вертолета и совместно со штурманом вытащил погибшего КВС из под горящих обломков. Авиатехника они не обнаружили.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19656
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.03.1976
Заводской номер ВС 76054-12
Наработка ВС (часы) 18
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЕ 543116 КЕ 543079


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Белорусское УГА, Минский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Липецк
Пункт назначения Орёл
Начальный пункт маршрута Тамбов
Конечный пункт маршрута Минск (Минск-1)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы:
    1) Предварительная подготовка экипажей была проведена командованием 272 летного отряда неудовлетворительно.
    2) Предполетная подготовка экипажей в а/п Липецк была проведена поспешно и не в полном объеме.
    3) На участке маршрута от н.п. Ламское до места происшествия экипажами была временно потеряна детальная ориентировка в полете, для восстановления которой КВС Вознесенский произвел непредусмотренную планом полета посадку.
    4) На участке маршрута Липецк – место происшествия ведомый дважды нарушал установленные для группового полета дистанцию и интервал. Старший группы и.о. к-ра звена Кулецкий В.Р. не пресек эти нарушения правил полета ведомым. Когда ведущий не ответил на неоднократные вызовы службы движения а/п Орел, ведомый, прослушав их, приблизился к ведущему, вероятно, с целью обращения его внимания на необходимость выхода на связь, отвлекся от пилотирования и задел несущими винтами вертолет ведущего.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной столкновения в воздухе явилось нарушение установленного безопасного интервала и дистанции командиром ведомого вертолета №19656 (нарушение НПП ГА-71 п.7.10.4).
    Способствующие причины:
    1) Отсутствие требовательности со стороны и.о. командира звена Кулецкого В.Р., видевшего нарушения правил полетов ведомым, но не пресекшего их (НПП ГА-71, п. 2.1.5).
    2) Временная потеря детальной ориентировки при групповом полете и.о. к-ра звена Кулецким В.Р., штурманом Масляковым Ю.В. и командиром вертолета Вознесенским В.В.
    3) Неудовлетворительная предварительная и предполетная подготовка экипажей вертолетов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Данные о вертолете Ка-26 №19655:
    заводской номер 76054-11
    дата изготовления 27.02.1976
    наработка СНЭ 17 часов 14 минут
    двигатели КЕ 543082 КЕ543035
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.