Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-6 Архангельского УГА близ пос. Варандей
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 июня 1977 г.
Время:  17:24
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, НАО, 4 км восточнее пос. Варандей
Тип ВС:  Ми-6
Регистрация ВС:  СССР-21198
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
 


Описание
    30 июня 1977 г, в 17:24 мск, в 4 км восточнее площадки Варандей (68°47’ СШ, 58°11’ ВД) при обслуживании нефтегазоразведочной экспедиции на высоте 150 м на встречных курсах днем в облаках произошло столкновение вертолета Ми-6 №21198 с грузом, транспортируемым на внешней подвеске вертолетом Ми-8 №22540. В результате столкновения на вертолете Ми-6 произошло разрушение несущего и хвостового винтов и возник пожар. Вертолет в неуправляемом полете упал на землю, разрушился и сгорел. Столкновение с землей произошло на удалении 3 700 м от пос. Варандей с азимутом 106° с обратным курсом относительно направления движения до столкновения. Вертолет разрушился и сгорел до хвостовой балки. Разброс обломков – 350х700 м. Все 5 членов экипажа и находившийся на борту работник экспедиции (стропальщик) погибли. На вертолете Ми-8 оборван строповочный трос с грузом на внешней подвеске. Вертолет не поврежден, экипаж невредим.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6
Регистрационный номер (id) ВС СССР-21198
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.12.1970
Заводской номер ВС 705204В
Наработка ВС (часы) 3896
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С 36303020 С 36303023


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Варандей
Пункт назначения Варандей
Начальный пункт маршрута Варандей
Конечный пункт маршрута Варандей


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Для выполнения работ на оперативную точку Варандей были направлены вертолеты 68 летного отряда 2-го Архангельского ОАО (здесь и далее все фамилии изменены): Ми-6 №21198 (КВС Товкач А.И.), Ми-8 №22540 (КВС Литвинов Н.В.) и Ми-8 №25732 (КВС Сажин А.В.). Там же находился зам. командира отряда Малов В.И., который прибыл 29.06.77 с целью проверки организации полетов и выставления на оперативную точку экипажа Литвинова.
    В 13:45 Малов, при прогнозируемой высоте облачности 100-200 м, видимости 2-4 км, и фактической высоте облачности 150 м, полученной от начальника площадки Варандей, произвел взлет на вертолете Ми-8 Литвинова с целью разведки погоды. В процессе разведки экипаж пробивал облачность для определения верхнего и нижнего края. В 13:50 им передана высота облачности 200-230 м, которая инструментальным промером не подтверждалась (по шаропилотным данным за 14:00 и 15:00 – 164 м и 156 м соответственно). Прогноз погоды на период с 11:30 до 18:00 (облачность 7-10 баллов куч.-дожд., разорв.-дожд. 100-200 м, дождь, дымка, видимость 2-4 км, ветер 360-020° 4-7 м/с) не изменялся.
    Зная, что прогноз и фактическая погода не соответствуют требованиям НПП ГА-71 для производства полетов с грузом на внешней подвеске, Малов в составе экипажа Литвинова сам приступил к выполнению таких полетов и разрешил их экипажам Товкача и Сажина. После окончания полетов в составе экипажа Литвинова, в 16:10 Малов разрешил ему производить полеты с грузом на внешней подвеске, а сам вылетел в Архангельск на Ми-6 №21172 в 17:15 (КВС которого принял решение на вылет при погоде хуже своего минимума). В 17:10 Товкач взлетел с площадки Варандей с грузом и в 17:19 произвел посадку у буровой №4, расположенной в 7 км юго-восточнее места взлета. В 17:22 он вылетел обратно без груза. За 2 минуты ранее (в 17:20) с площадки Варандей в направлении буровой установки №31 вылетел Литвинов, имея на внешней подвеске гусеничную ленту вездехода, общая длина которой вместе с тросами составляла около 10-11 м. На пути его следования находилась буровая установка №4, откуда произвел взлет Товкач.
    Фактическая погода в это время была: облачность 10 баллов высотой 150-160 м, видимость 20 км, ветер 360° 4-7 м/с, температура +6°С.
    Полет обоих ВС производился под нижней кромкой и временами в облаках, что не позволило своевременно обнаружить сближение вертолетов и предотвратить их столкновение. Вертолеты сблизились на встречных курсах, с незначительным превышением Ми-8 над Ми-6. В результате ударов о транспортируемое на внешней подвеске Ми-8 гусеничное полотно вездехода часть отсеков лопастей НВ была разрушена, а полотно затянуло на вертолет впереди главного редуктора. Некоторые из оторванных лопастей НВ попали в хвостовой винт и частично разрушили его лопасти. Из-за полученных повреждений началось беспорядочное падение вертолета и возник пожар, причиной которого могло быть разрушение топливных магистралей частями гусеничного полотна.
    Характер деформации уцелевших элементов носовой части фюзеляжа и передней части стойки шасси, лопастей НВ и ХВ и грунта свидетельствуют о том, что вертолет упал на землю с правым креном 70-90° и углом тангажа на пикирование 30-40°, практически без поступательной скорости. При ударе о землю и последующем пожаре произошло окончательное разрушение конструкции вертолета.
   
Описание выявленных причин АП     Выводы: полеты в районе оперативной точки Варандей, организованные зам. ком. 2-го Архангельского ОАО Маловым В.И., производились с серьезными нарушениями требований НПП ГА-71. При этом Малов сам лично грубо нарушил требования летных правил:
    - при разведке погоды, не имея допуска к ППП, пробивал облачность вверх и вниз;
    - решение на выполнение производственных полетов с внешней подвеской принял необоснованно, при прогнозируемой и фактической погоде хуже установленного для данного вида работ;
    - сам стал на путь грубейших нарушений дисциплины и тем самым способствовал нарушениям, допущенным экипажами.
    Командиры ВС Товкач и Литвинов решение на вылет принимали при прогнозе и фактической погоде, не соответствующей условиям безопасности полетов при выполнении данного вида работ, определенных НПП ГА-71.
    КВС Товкач:
    - нарушил НПП в части выдерживания минимального вертикального расстояния от ВС до нижней границы облачности, вошел в облачность и на высоте 150 м производил в ней полет;
    - нарушил указания Малова по выполнению маневра для исключения сближения на встречных курсах, которые заключались в следующем: после взлета с площадки Варандей и набора высоты 100 м выполнять правый разворот на МК=90°, пройти этим курсом 2 минуты, далее – отворот вправо до курса на буровые (общее направление на буровые - 120°), заход на посадку у буровых левым разворотом. После взлета с буровых – набор высоты 100 м, левый разворот на курс в точку на берегу залива западнее площадки Варандей 6 км и заход правым разворотом на площадку.
    По данным МСРП-12, экипаж Ми-6 после взлета с площадки у буровой №4 с МК=340° и набора высоты 100 м развернулся с набором высоты 150 м на МК=310° и следовал этим курсом на площадку Варандей. Литвинов также не выполнил указаний по разводке: после взлета с МК=340° и набора высоты 100 м с правым разворотом со средним креном 6° в течение 90 секунд развернулся на курс 127° и далее следовал в направлении буровой №31 (через буровую №4) на высоте 150-160 м (по барограмме). В процессе полета, при ухудшении фактической погоды по маршруту ниже установленного минимума, не возвратился на точку вылета, а продолжал выполнение задания в нарушение требований НПП ГА-71.
    Неудовлетворительная организация полетов на оперативной точке Варандей Маловым В.И. способствовала также нарушению минимума погоды, допущенного командирами ВС Ми-8 №25732 и Ми-6 №21172.
    Метеообеспечение полетов соответствовало требованиям, прогнозы погоды оправдались.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причинами АП явились:
    - нарушение ПВП обоими командирами ВС, что привело к сближению ВС и столкновению в облаках;
    - неудовлетворительная организация полетов заместителем командира ОАО по летной службе Маловым В.И. и его личная недисциплинированность, выразившаяся в грубом нарушении требований НПП ГА-71, что способствовало нарушению экипажами правил полетов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.