Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в Сургутском районе ХМАО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 июля 1976 г.
Время:  10:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, Сургутский район, буровая Ротор-103, 205 км севернее Сургута
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22448
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Ханты-Мансийский ОАО
 


Описание
    Экипаж 284 летного отряда выполнял полет по обслуживанию Сургутской нефтеразведочной экспедиции. После заправки вертолета на заправочной площадке «Остров» в районе Сургута, в 07:35 мск (09:35 мест.вр.) экипаж произвел взлет для следования по маршруту Сургут – буровые Р-103, Р-101, Р-21 – Сургут. На борту находились 13 пассажиров и 750 кг груза. Заход на посадку на вертолетную площадку буровой Ротор-103 (205 км с азимутом 2° от г. Сургут, 63°03’ СШ, 72°04’ ВД) осуществлялся в 08:45 (10:45) днем в ПМУ (фактическая погода – ясно, видимость более 10 км, штиль, температура +25°С).
    Вертолетная площадка расположена в 200 м западнее буровой Р-103, имеет размеры 12х13м, обозначена квадратом из бревен и красными флажками по углам. Территория вокруг площадки очищена от деревьев на площади 40х40м и имеет пни высотой до 0,5 м. Далее вокруг площадки расположены завалы спиленного леса высотой 1-1,5 м.
    По показаниям очевидцев, вертолет заходил с повышенной скоростью, прошел площадку на высоте 2-3 м, затем взмыл и, круто развернувшись влево, упал среди завалов леса. При столкновении произошел взрыв и начался пожар, который быстро распространился по всему фюзеляжу вертолета. Включением противопожарного оборудования загорание ликвидировать не удалось. Вертолет сгорел в течение 1 минуты. КВС и бортмеханик, оставшиеся невредимыми, покинули пилотскую кабину через левый сдвижной блистер. Затем они вытащили травмированного второго пилота (перелом ноги) через разбитый фонарь пилотской кабины. В связи с быстрым развитием пожара в грузовой кабине эвакуировать пассажиров не представилось возможным. Все 13 пассажиров погибли, вертолет полностью сгорел. Фюзеляж находился в 43 м от вертолетной площадки, хвостовая балка – в 15 м от фюзеляжа.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 13 13
На земле   0
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22448
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.12.1971
Заводской номер ВС 2581
Наработка ВС (часы) 3508
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С 95401395 С 93201072


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Ханты-Мансийский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сургут
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Сургут
Конечный пункт маршрута Сургут


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что перед выполнением захода на посадку экипаж прошел над площадкой и по флагу на буровой вышке определил, что ветра у земли нет. Заход на посадку осуществлялся с курсом 230°. Предпосадочная подготовка согласно контрольной карте обязательных проверок экипажем не проводилась. После выполнения четвертого разворота, на прямой, КВС, проявив преступную халатность, допустил позднее гашение поступательной скорости. При гашении скорости над площадкой он перезатяжелил несущий винт и в дальнейшем с техникой пилотирования вертолета не справился. Члены экипажа при заходе на посадку и при возникновении аварийной ситуации вели себя пассивно и какой-либо помощи КВС не оказали. После перелета площадки и перезатяжеления НВ, стремясь избежать столкновения с поваленными деревьями на границе площадки, КВС развернул вертолет влево. С перезатяжеленным несущим винтом это привело к падению вертолета на правый бок и возникновению пожара.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является ошибка в технике пилотирования, допущенная экипажем при пилотировании вертолета на предпосадочной прямой, выразившейся в невыдерживании скорости снижения, установленной РЛЭ.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.