|
|
|
Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в Джетысайском р-не Чимкентской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 июля 1976 г.
Время: 19:40
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Чимкентская обл., Джетысайский р-н, свх. Ленина
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-03504
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Чимкентский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 309 летного отряда выполнял АХР по уничтожению вредителей хлопчатника в совхозе Ленина (45 км с азимутом 162° от Чардары). Утром экипаж выполнил 10 полетов. После разбора полетов в Джетысае (12 км от совхоза) с командиром летного отряда и отдыха, в 15:45 мск экипаж приступил к вечерним работам. При выполнении третьего полета экипаж в 16:38 произвел взлет с МК=40° (в направлении центральной усадьбы совхоза). Закрылки при взлете были установлены на 20°. Отрыв произведен на установленном расстоянии. После взлета, из-за недостаточной мощности двигателя, на удалении 700 м от начала старта самолет находился на высоте на 3-4 м ниже расчетной. На удалении 960 м от начала старта самолет прошел препятствия ниже расчетной глиссады на 5-7 м при скорости полета менее 120 км/ч. В дальнейшем полет самолета происходил без набора высоты и разгона скорости. За 300-400 м до деревьев высотой около 25 м, находящихся на удалении 1 510 м от начала старта, экипаж перевел самолет в набор высоты с одновременным разворотом с креном 5-6° влево с целью ухода от населенного пункта в сторону поля, пригодного для вынужденной посадки. Преодолев препятствия за счет увеличения угла атаки до 16°, что привело к потере скорости и отжатию предкрылков, самолет перешел на парашютирование. На удалении 2 190 м от начала старта самолет столкнулся с тополями высотой до 30 м, высаженными вдоль улицы, в 18 м от земли. Потеряв после этого скорость до 60-65 км/ч, самолет упал через 35 м от места столкновения с деревьями (на расстоянии 2 210 м от места старта) около жилого дома, частично повредив его угол. Самолет столкнулся с землей под углом 40° втулкой воздушного винта и остался стоять в вертикальном положении хвостом вверх. КВС погиб при ударе. Второй пилот был зажат в кабине и звал на помощь. Однако через 3-5 минут после АП вытекающее топливо, попав на горячие части двигателя, воспламенилось. Вытащить зажатого второго пилота из горящего самолета очевидцы не смогли. Он погиб в огне. В процессе пожара фюзеляж самолета, сгоревший до 8 шпангоута, упал на землю. Катастрофа произошла в 16:40 мск (19:40 мест. вр.) на центральной усадьбе совхоза Ленина (ныне село Жылы-Су, 40°49’ СШ, 68°11’ ВД).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-03504 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
13.04.1964 |
Заводской номер ВС |
1G46-13 |
Наработка ВС (часы) |
7967 |
Наработка ВС (циклы) |
26952 |
Силовая установка |
КЛ 9115007 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Чимкентский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Совхоз Ленина |
Пункт назначения |
Совхоз Ленина |
Начальный пункт маршрута |
Совхоз Ленина |
Конечный пункт маршрута |
Совхоз Ленина |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
При разборке двигателя обнаружено, что во всех всасывающих трубах внутренняя поверхность покрыта толстым слоем пенообразной смолистой массы; в окнах корпуса нагнетателя всех всасывающих труб имеются подтеки смолистых отложений, особенно их много в окнах всасывающих труб цилиндров №2, 3 и 5. Внутренняя поверхность полости всасывающих окон всех цилиндров покрыты толстым слоем смолистой массы, особенно в цилиндрах №5 и 6; клапаны впуска цилиндров №5 и 8 были в заклиненном, открытом состоянии.
Двигатель наработал ППР 495 часов 42 минуты. Регулярное обслуживание по Ф-2 проводилось 10 июня в АТБ а/п Чимкент, по форме Ф-1 – на оперативной точке АХР 30 июня. Последнее оперативное ТО в объеме предполетной подготовки проводилось 18 июля перед началом вечерних работ, за 2 вылета перед АП. В процессе этих обслуживаний дефектов, связанных с причинами данного происшествия, не было. Технические обслуживания проводились в соответствии с существующими требованиями, без отклонений.
Наличие большого количества смолистых отложений, особенно на грибках клапанов впуска, привело к попаданию отколовшихся частиц между фасками клапана и седла цилиндра, что вызвало тряску двигателя с обратными выхлопами и, в конечном счете, привело к заклиниванию клапанов впуска цилиндров №5 и 8 в открытом положении. Это привело к значительному падению мощности двигателя.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилось падение мощности двигателя в первоначальной стадии набора высоты из-за заклинивания двух всасывающих клапанов, вызванного большим смолообразованием в тракте впуска. Теряя скорость и высоту полета, самолет столкнулся с препятствиями, разрушился и частично сгорел.
Способствующими причинами, приведшими к быстрому смолообразованию в тракте впуска, явились эксплуатация самолета при высоких температурах наружного воздуха с пыльных грунтовых аэродромов и низкое качество бензина Б-91/115, производимого отечественной промышленностью, которым самолет заправлялся в последние 100-150 часов эксплуатации.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|