Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в Джетысайском р-не Чимкентской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 июля 1976 г.
Время:  19:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Чимкентская обл., Джетысайский р-н, свх. Ленина
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-03504
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Чимкентский ОАО
 


Описание
    Экипаж 309 летного отряда выполнял АХР по уничтожению вредителей хлопчатника в совхозе Ленина (45 км с азимутом 162° от Чардары). Утром экипаж выполнил 10 полетов. После разбора полетов в Джетысае (12 км от совхоза) с командиром летного отряда и отдыха, в 15:45 мск экипаж приступил к вечерним работам. При выполнении третьего полета экипаж в 16:38 произвел взлет с МК=40° (в направлении центральной усадьбы совхоза). Закрылки при взлете были установлены на 20°. Отрыв произведен на установленном расстоянии. После взлета, из-за недостаточной мощности двигателя, на удалении 700 м от начала старта самолет находился на высоте на 3-4 м ниже расчетной. На удалении 960 м от начала старта самолет прошел препятствия ниже расчетной глиссады на 5-7 м при скорости полета менее 120 км/ч. В дальнейшем полет самолета происходил без набора высоты и разгона скорости. За 300-400 м до деревьев высотой около 25 м, находящихся на удалении 1 510 м от начала старта, экипаж перевел самолет в набор высоты с одновременным разворотом с креном 5-6° влево с целью ухода от населенного пункта в сторону поля, пригодного для вынужденной посадки. Преодолев препятствия за счет увеличения угла атаки до 16°, что привело к потере скорости и отжатию предкрылков, самолет перешел на парашютирование. На удалении 2 190 м от начала старта самолет столкнулся с тополями высотой до 30 м, высаженными вдоль улицы, в 18 м от земли. Потеряв после этого скорость до 60-65 км/ч, самолет упал через 35 м от места столкновения с деревьями (на расстоянии 2 210 м от места старта) около жилого дома, частично повредив его угол. Самолет столкнулся с землей под углом 40° втулкой воздушного винта и остался стоять в вертикальном положении хвостом вверх. КВС погиб при ударе. Второй пилот был зажат в кабине и звал на помощь. Однако через 3-5 минут после АП вытекающее топливо, попав на горячие части двигателя, воспламенилось. Вытащить зажатого второго пилота из горящего самолета очевидцы не смогли. Он погиб в огне. В процессе пожара фюзеляж самолета, сгоревший до 8 шпангоута, упал на землю. Катастрофа произошла в 16:40 мск (19:40 мест. вр.) на центральной усадьбе совхоза Ленина (ныне село Жылы-Су, 40°49’ СШ, 68°11’ ВД).


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-03504
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.04.1964
Заводской номер ВС 1G46-13
Наработка ВС (часы) 7967
Наработка ВС (циклы) 26952
Силовая установка КЛ 9115007


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Чимкентский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Совхоз Ленина
Пункт назначения Совхоз Ленина
Начальный пункт маршрута Совхоз Ленина
Конечный пункт маршрута Совхоз Ленина


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При разборке двигателя обнаружено, что во всех всасывающих трубах внутренняя поверхность покрыта толстым слоем пенообразной смолистой массы; в окнах корпуса нагнетателя всех всасывающих труб имеются подтеки смолистых отложений, особенно их много в окнах всасывающих труб цилиндров №2, 3 и 5. Внутренняя поверхность полости всасывающих окон всех цилиндров покрыты толстым слоем смолистой массы, особенно в цилиндрах №5 и 6; клапаны впуска цилиндров №5 и 8 были в заклиненном, открытом состоянии.
    Двигатель наработал ППР 495 часов 42 минуты. Регулярное обслуживание по Ф-2 проводилось 10 июня в АТБ а/п Чимкент, по форме Ф-1 – на оперативной точке АХР 30 июня. Последнее оперативное ТО в объеме предполетной подготовки проводилось 18 июля перед началом вечерних работ, за 2 вылета перед АП. В процессе этих обслуживаний дефектов, связанных с причинами данного происшествия, не было. Технические обслуживания проводились в соответствии с существующими требованиями, без отклонений.
    Наличие большого количества смолистых отложений, особенно на грибках клапанов впуска, привело к попаданию отколовшихся частиц между фасками клапана и седла цилиндра, что вызвало тряску двигателя с обратными выхлопами и, в конечном счете, привело к заклиниванию клапанов впуска цилиндров №5 и 8 в открытом положении. Это привело к значительному падению мощности двигателя.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось падение мощности двигателя в первоначальной стадии набора высоты из-за заклинивания двух всасывающих клапанов, вызванного большим смолообразованием в тракте впуска. Теряя скорость и высоту полета, самолет столкнулся с препятствиями, разрушился и частично сгорел.
    Способствующими причинами, приведшими к быстрому смолообразованию в тракте впуска, явились эксплуатация самолета при высоких температурах наружного воздуха с пыльных грунтовых аэродромов и низкое качество бензина Б-91/115, производимого отечественной промышленностью, которым самолет заправлялся в последние 100-150 часов эксплуатации.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.