Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14М УГАЦ в Антарктиде
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 февраля 1986 г.
Время:  07:10
Страна:  Государство неизвестно
Место происшествия:  Антарктида, 240 км западнее ст. Мирный (Антарктида)
Тип ВС:  Ил-14М
Регистрация ВС:  СССР-41816
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Антарктический АО
 


Описание
    Экипаж 229 летного отряда выполнял полет по маршруту ст. Молодежная – ст. Мирный по обслуживанию 31-й Советской Антарктической экспедиции - для последующего выполнения полетов со станции Мирный по обеспечению работы экспедиции на станции Восток. Расчетное время полета составляло 7 часов 45 минут.
    Самолет был оборудован лыжным шасси и дополнительными топливными баками, размещенными в кабине.
    Прогнозируемая и фактическая погода на аэродроме вылета, запасном аэродроме и по маршруту полета соответствовала минимуму КВС, что позволяло принять решение на вылет, который был произведен 16.02.86 в 20:30 мск.
    Слабая оснащенность радиотехническими средствами УВД и навигации научных станций Антарктиды, низкое качество радиосвязи в данных условиях и большая протяженность маршрута (2 020 км), не позволяли осуществлять активное управление воздушным движением самолета Ил-14 №41816, контроль за выполнением полета осуществлялся по докладу экипажа.
    В момент пролета рубежа возврата (залив Прюдс) фактическая и прогнозируемая погода на маршруте и на аэродроме посадки не препятствовала дальнейшему продолжению полета.
    Во второй половине маршрута экипаж попал в условия сильного обледенения, не предусмотренного прогнозом, и был вынужден уменьшить высоту полета. Снизившись до эшелона 1 500 м, экипаж попал в зону струйного течения - встречного ветра ураганной силы (до 140 км/ч), что привело к уменьшению путевой скорости полета и нехватке топлива до пункта назначения. На удалении более 200 км от станции Мирный самолет попал в условия белой мглы, ухудшившей видимость практически до нуля.
    17.02.86 в 06:50 мск экипаж доложил об остатке топлива на 30 минут полета, а в 07:05 передал координаты и решение на производство вынужденной посадки. Полет проходил над прибрежным ледником Филиппи. Связь бортом прекратилась в 07:10 мск, более чем через 10 часов полета. Во время вынужденной посадки на ледник, поверхность которого была покрыта глубокими трещинами (ледолом), занесенными поземкой, в условиях нулевой видимости из-за «белизны» и возможного обледенения, при невозможности определения в данных условиях вертикального расстояния до поверхности ледника и его состояния, самолет столкнулся с поверхностью ледника и полностью разрушился. Место катастрофы обнаружено с воздуха через несколько дней в точке с координатами 66° 50' ЮШ, 88° 00' ВД (240 км западнее станции Мирный). Экипаж и служебный пассажир погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП погодные условия
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41816
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.08.1957
Заводской номер ВС 147001603
Наработка ВС (часы) 32094
Наработка ВС (циклы) 18078
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Антарктический АО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета ст. Молодежная
Пункт назначения ст. Мирный
Начальный пункт маршрута ст. Молодежная
Конечный пункт маршрута ст. Мирный


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: неустойчивая связь на маршруте Молодежная – Мирный, малый радиус действия радиотехнического оборудования, не позволили осуществлять активное УВД, контроль за полетом самолета осуществлялся по докладам экипажа.
    Авиационное происшествие не зависело от подготовки экипажа, специалистов УВД и инженерно-авиационной службы. Прогноз погоды по маршруту Молодежная – Мирный, составленный АМЦ Молодежная, не оправдался.
    Фактические метеоусловия по маршруту явились причиной АП из-за влияния сильного, не прогнозированного встречного ветра на участке маршрута Дэйвис – Мирный в слое 500 – 1500 м и непрогнозируемого сильного обледенения, информировать о которых экипаж воздушного судна из-за малой изученности и освещенности данного района не представилось возможным.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причиной катастрофы самолета явилось воздействие опасных метеорологических явлений, спрогнозировать которые не представилось возможным из-за недостаточной изученности и слабой метеорологической освещенности данного района Антарктиды.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.