Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА близ Чиганака
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 июля 1974 г.
Время:  07:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Джамбульская обл., Мойынкумский р-н, 2 км западнее пос. Чиганак
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-91788
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Джамбульский ОАО
Рейс:  1123
 


Описание
    Экипаж 159 летного отряда выполнял транспортный рейс №1123 по маршруту Чиганак – Кияхты - Бол. Куйган – Баканас – Бурундай. Взлет в а/п Чиганак произведен в 05:53 мск с МК=80°. Прогноз и фактическая погода благоприятствовали выполнению полета. На борту находилось 8 пассажиров. Полетный вес и центровка соответствовали норме.
    Доложив о выполнении первого разворота, следуя на высоте 150 м, экипаж взял курс 270° на Кияхты. В дальнейшем на вызовы он не отвечал.
    Организованными поисками самолет обнаружен в 2 км западнее пос. Чиганак разрушенным. Экипаж и 4 пассажира погибли на месте АП, 4 пассажира были тяжело ранены, из них трое позднее скончались в больнице.
    По показаниям выжившего пассажира, примерно через 3 минуты полета (при следовании курсом 270° на высоте 150 м), над пос. Чиганак, в пилотскую кабину вошел другой пассажир и закрыл за собой дверь.
    Этот пассажир был размещен экипажем на соединенных ремнях между креслами пилотов. Вскоре после появления в кабине пассажира, экипажем, с целью создания звукового и зрительного эффекта, были произведены несколько раз перемещения сектора шага ВВ и покачивания самолета с крыла на крыло. После выполнения этих эволюций, направленных на привлечение внимания жителей поселка, самолет был переведен в резкое снижение по курсу следования, где впереди на дороге находились автомобили, а в карьере – работающие механизмы. При пролете над карьером на малой высоте, для перевода самолета в набор, экипаж резко увеличил наддув двигателя. Вследствие переобогащения смеси в первоначальный момент, двигатель не развил полной мощности и стал давать перебои в работе, сопровождавшиеся хлопками. Видя впереди по курсу холмы, экипаж разворачивает самолет в сторону более ровной местности вправо. Из-за дефицита высоты и времени справиться с управлением самолетом экипажу не удалось. Самолет с работающим двигателем, на скорости 210-220 км/ч (по расчету) с правым креном до 40° и углом тангажа (-5°) в 05:58 столкнулся с землей в равнинной степной местности за карьером. Он в полностью разрушенном состоянии остановился в 110 м от места первого удара. Двигатель отлетел еще на 30 м дальше.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 8 7
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-91788
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 12.11.1963
Заводской номер ВС 1G39-05
Наработка ВС (часы) 8947
Наработка ВС (циклы) 15197
Силовая установка КЛ 2314069


Сведения о рейсе

Номер рейса 1123
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Джамбульский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чиганак
Пункт назначения Кияхты
Начальный пункт маршрута Чиганак
Конечный пункт маршрута Бурундай


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной ЛП является грубые нарушения экипажем требований НПП ГА-71, выразившиеся в допуске в кабину постороннего лица, выполнении недозволенных эволюций самолета с пассажирами на борту, самовольном снижении до недопустимо малой высоты, что привело к столкновению с землей.
    Сопутствующими причинами явились:
    – неудовлетворительная организация в работе экипажа;
    - низкий уровень организации летной и воспитательной работы в 159 летном отряде и Джамбульском ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.