Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Полярные авиалинии в Усть-Янском районе Якутии
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 июля 2013 г.
Время:  11:13
Страна:  Россия
Место происшествия:  Саха (Якутия), 40 км севернее а/п Депутатский
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22657
Авиакомпания:  Полярные авиалинии
Рейс:  9949
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту аэропорт Депутатский – подобранная с воздуха площадка Усть-Янск – посадочная площадка Казачье – аэропорт Депутатский с целью коммерческой перевозки пассажиров, почты и груза Заказчика – администрации Депутатского района. На борту находилось 14 взрослых пассажиров, 8 детей от 2 до 12 лет и 3 ребенка до 2 лет, а также 426 кг багажа, почты и груза.
    Взлет произведен в 10:51 местного времени. В 10:58 экипаж доложил диспетчеру КДП МВЛ Депутатский о занятии высоты 1 300 м и в расчетное время выхода из зоны (11:20) на связь не вышел.
    В 11:34 по спутниковому телефону на связь с директором Батагайского филиала аваикомпании вышел КВС и сообщил, что вертолет столкнулся со склоном сопки в верховьях реки Ат-Юрях, разрушился и сгорел и имеются погибшие и раненые среди пассажиров.
    Поисково-спасательная операция, которая проводилась с воздуха и наземными группами, осложнялась крайне неблагоприятными погодными условиями - низкой облачностью и туманом. В результате вертолет был обнаружен с воздуха только 3 июля в 22:30 местного времени в 39,3 км от КТА а/п Депутатский с истинным азимутом 334°.
    Выжившие трое членов экипажа (КВС и второй пилот - легкие травмы, бортмеханик - тяжелые травмы) и пассажир - подросток 17-ти лет (тяжелая травма), были эвакуированы в Якутск. Остальные пассажиры погибли.
    КВС, 49 лет, имеет общий налет 4842 часа (весь на Ми-8), в том числе, КВС - 143 часа. Допущен к полетам по ПВП днем, метеоминимум 150х2000х25м/с. Второй пилот, 40 лет, общий налет 4720 часов (весь на Ми-8).
    Фактическая погода на 11:00 в а/п Депутатский: облачность 3-4 балла 1200 м, сплошная облачность 8 баллов 2100 м, видимость 10 км, ветер 300° 3 м/с, температура воздуха +13°С.
    Вертолет находится на каменистом склоне сопки высотой 772 м на отметке 660 м на расстоянии 39,5 км от КТА Депутатский с азимутом 349°. Комиссия установила, что столкновение со склоном, имеющем уклон около 25°, произошло с большим углом тангажа. Первый удар произошел хвостовой опорой и колесами основного шасси. После столкновения вертолета с горой возник пожар, во время которого выгорела значительная часть конструкции воздушного судна.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 25 24
На земле   0
Всего погибших 24


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2013/report_ra-22657.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22657
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 31.10.1980
Заводской номер ВС 8107
Наработка ВС (часы) 22648
Наработка ВС (циклы) 49717
Силовая установка С97311010 С95211196


Сведения о рейсе

Номер рейса 9949
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Полярные авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Депутатский
Пункт назначения Казачье
Начальный пункт маршрута Депутатский
Конечный пункт маршрута Усть-Янск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что авиакомпания не довела до экипажа информацию о маршруте и высоте полета, поданных в плане полета, и имеющихся в разрешении центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.
    КВС, не имея информации о высоте и маршруте полета (зная только пункты назначения), самостоятельно принял решение о выполнении полета на высоте 1100 метров по маршруту: Депутатский – Ат-Юрях (АТРАУ) – Усть-Янск. При полете по данному маршруту, высота 1100 метров по приведенному давлению обеспечивала выполнение условий полета по ПВП. Однако в плане полета и разрешении на использование воздушного пространства центра Единой системы ОрВД было предоставлено пользователю воздушного пространства право выполнять полет на высоте 1200 м по другому маршруту.
    Комиссия установила, что КВС принял решение на выполнение полета по маршруту, не соответствующего заявленному авиакомпанией и разрешенному центром ЕС ОрВД. Высота полета 1200 м по маршруту, заявленному авиакомпанией, не обеспечивала выполнение полета по ПВП, так как расстояние по вертикали от воздушного судна до нижней границы облаков составляло менее 150 м. Если бы составлялся прогноз погоды по районам полетов (квадратам), а не по маршруту, то в прогноз была бы включена информация о закрытии гор, что исключило бы принятие КВС решения на вылет по ПВП.
    После взлета и выполнения правого разворота, экипажем был взят магнитный курс 340° в направлении площадки Усть-Янск.
    Переданная экипажем в 10:59 бортовая погода соответствовала условиям для продолжения полета по ПВП. На удалении 25-27 км от КТА а/п Депутатский вертолет вошел в облачность и на удалении 32-33 км от КТА, экипаж вместо возврата на аэродром вылета, в процессе снижения до высот 800-600 м ушел с маршрута вправо. Дальнейший полет проходил в долине реки Верхний Ярыкчан.
    Таким образом КВС, не имевший допуска к полетам по ППП, без доклада органу УВД, предпринял действия по уходу на запасный маршрут со снижением под облака для сохранения видимости земной поверхности. КВС снижался ниже минимальной безопасной высоты 1164 метра, установленной для горной части маршрута полета аэродром Депутатский – площадка Усть-Янск, временами попадая в облачность с видимостью, не соответствующей своему минимуму для полета по ПВП. В связи с недостаточной зоной видимости диспетчерского радиолокатора, диспетчер не мог наблюдать движение ВС на этом участке полета.
    В процессе полета для выхода на запасной маршрут, дальнейшего ухудшения погоды и невозможности выполнения полета по ПВП, КВС принял запоздалое решение о возвращении на аэродром вылета Депутатский. В процессе выполнения разворота на высоте 600 м в условиях, не соответствующих ПВП, произошло столкновение со склоном горы. Предпринятые экипажем действия по переводу ВС в резкий набор высоты непосредственно перед столкновением не могли предотвратить АП. Установленная на борту ВС система раннего предупреждения близости земли (СРПБЗ) не была включена, так как КВС и второй пилот не обладали достаточным уровнем знаний для эксплуатации этой системы.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Наиболее вероятной причиной катастрофы вертолета явилось несоблюдение командиром ВС правил визуальных полетов, установленных ФАП-128, выразившееся в несвоевременном решении о возврате на аэродром вылета при ухудшении метеоусловий в полете ниже установленных для ПВП и снижении ниже безопасной высоты полета в горной местности. Отсутствие опыта и навыков полетов по приборам и несоответствие фактического уровня подготовки КВС требованиям ФАП не были учтены ВКК Росавиации при выдаче КВС свидетельства линейного пилота,
    Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
    - Неудовлетворительная подготовка экипажа к полету (предварительная подготовка к полету в полном составе экипажа не проводилась, в рабочем плане полета не отражены профиль полета в горной местности, рельеф местности, не указана безопасная высота полета по маршруту).
    - Авиакомпания не довела до экипажа информацию о маршруте и высоте полета, поданных в плане полета и имеющихся в разрешении центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.
    - Неудовлетворительный уровень выполнения технологии работы и взаимодействия в экипаже.
    Получению телесных повреждений и гибели пассажиров могли способствовать:
    - наличие в грузовой кабине незакрепленного багажа, перевозимой почты и груза;
    - неиспользование ремней безопасности пассажирами;
    - непродуманное размещение пассажиров и перевозимых детей на сиденьях.
    При включенной системе СРПБЗ, она обеспечила бы предупреждение экипажа об опасности. При соответствующей подготовке экипажа по использованию системы СРПБЗ в полете, катастрофу, возможно, можно было бы предотвратить.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.