Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Азербайджанского УГА в а/п Нефтеюганск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 июня 1974 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Нефтеюганск
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22450
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азербайджанское УГА, Забратский ОАО
 


Описание
    В 07:00 экипаж 109 летного отряда вылетел из а/п Сургут в Нефтеюганск для дозаправки топливом, с тем, чтобы продолжить работу по обслуживанию механизированной колонны №14 треста «Уралэлектросетьстрой». В 07:13 произведена посадка в Нефтеюганске. После дозаправки экипаж приступил к подготовке к полету по заявке заказчика. На борт были взяты 13 взрослых пассажиров и 3 ребенка (1РБ и 2РМ). Посадка предусматривалась в районе Старый Сургут. Все пассажиры имели авиабилеты для вылета из а/п Сургут в различные города.
    Фактическая погода а/п Нефтеюганск была – облачность 10/0 баллов, средняя, верхняя, видимость более 5 км, ветер 40° 7-10 м/с. Получив разрешение на взлет и выполнив контрольное висение, экипаж приступил к производству взлета со стоянки №3 с МК=40°. В процессе разгона скорости, по показаниям экипажа, на высоте 15-20 м послышался сильный хлопок с одновременным скрежетом в районе двигателей. В наушниках экипаж услышал обрывки передачи диспетчера «450» и на этом связь прекратилась. В то же время бортмеханик для выяснения причины хлопка открыл дверь пилотской кабины и заметил сверху по потолку наволакивающийся густой черный дым с едким запахом, а в грузовом отсеке огонь. КВС в сложившейся аварийной обстановке принял решение производить немедленную посадку, для чего несколько сбросил шаг-газ и взял ручку циклического шага на себя с целью гашения поступательной скорости. Произвести посадку прямо перед собой не представлялось возможным ввиду того, что по курсу находился вертолет Ми-2 на стоянке, возле которого были люди. КВС принял решение отвернуть влево на 20-30° от препятствия, на что вертолет среагировал. По заявлению экипажа, вскоре в кабине от дыма стало темно, трудно дышать и было невозможно просматривать приборную доску. Бортмеханик заметил срабатывание трех световых табло сигнализации пожара, но определить, какие, из-за наличия дыма, было очень трудно. Несмотря на это, на ощупь удалось нажать кнопку пожаротушения ручной очереди. Управлять вертолетом стало невозможно из-за полной потери визуального контакта с землей. Чтобы увидеть землю, второй пилот открыл сдвижной фонарь и высунул голову для определения расстояния до земли и восстановления пространственного положения. Обнаружив левый крен, он пытался его исправить. В это время вертолет с левым креном столкнулся с поверхностью ВПП и перевернулся шасси вверх, разрушившись и продолжая гореть. После покидания вертолета экипаж начал спасть пассажиров. Разбив переднее остекление фонаря, они вытащили женщину с маленьким ребенком. Спасти остальных было невозможно из-за усилившегося огня, охватившего весь вертолет. Экипаж и пассажирка с ребенком, получившие ожоги и ушибы, доставлены в больницу в удовлетворительном состоянии.
    По показаниям очевидцев, после отрыва вертолета, на разгоне, из выхлопных патрубков обоих двигателей выбивало пламя. Кроме того, от вертолета разлетались со свистом части деталей. Диспетчер передал об этом экипажу, но экипаж передачу не принял. Вертолет стал снижаться и, пролетев 200-300 м с левым креном, упал на ВПП и сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 16 14
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22450
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.02.1969
Заводской номер ВС 1031
Наработка ВС (часы) 2497
Наработка ВС (циклы) 3760
Силовая установка С9241221 С9241218


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азербайджанское УГА, Забратский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нефтеюганск
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Нефтеюганск
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа вертолета произошла вследствие разрушения свободной турбины левого двигателя, вызвавшего пожар на борту.
    Исследованиями двигателя №С9241221 на заводе №404 ГА установлено:
    1) Разрушение диска III ступени турбины двигателя произошло вследствие раскрутки ротора свободной турбины, вызванной нарушением кинематической связи двигателя с редуктором.
    2) Нарушение кинематической связи обусловлено разрушением шлицевого соединения ведомого вала левой муфты свободного хода (МСХ) с ведущей косозубой шестерней. Дефект встречается впервые.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.