Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Азербайджанского УГА в Казбековском районе Дагестанской АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 августа 1973 г.
Время:  10:21
Страна:  СССР
Место происшествия:  Дагестанская АССР, Казбековский район, г. Салатау
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-01794
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азербайджанское УГА, Махачкалинский ОАО
Рейс:  116
 


Описание
    Экипаж 111 летного отряда выполнял рейсы №115/116 Махачкала (Уйташ) – Ботлих – Хасавюрт и обратно.
    Прогноз погоды по маршруту с 07:00 до 15:00 предусматривал: полет в области гребня, в зоне фронта окклюзии, облачность 7-10 баллов сл.-куч. 800-1000 м (относительно максимального превышения по трассе), 2-5 баллов разорв.-куч. 600-800 м, видимость более 10 км, болтанка. Фактическая погода а/п Ботлих за 08:00 – облачность 10/10 сл.-куч 1800 м, видимость 20 км, тихо; а/п Хасавюрт за 10:00 – 10/0 средняя, видимость 50 км, ветер 270° 3 м/с. ИПП данной трассы МВЛ установлен минимум НГО 2700 м (по давлению а/п Махачкала), горизонтальная видимость 10 км. Безопасная высота на участке Махачкала – Ботлих – 2400 м, Ботлих – Хасавюрт – 2100 м.
    Прогноз и фактическая погода по маршруту соответствовали установленному минимуму.
    Взлет в а/п Махачкала произведен в 08:08 мск, полет до Ботлиха проходил на эшелоне 2 400 м, посадка – 08:58. Взлет в а/п Ботлих - в 09:11, полет на эшелоне 2 100 м, посадка в Хасавюрте в 09:49. В Хасавюрте на борт взято 10 взрослых пассажиров, 2 ребенка и 80 кг багажа. Полетный вес и центровка не превышали установленных ограничений.
    В 09:58 экипаж произвел взлет с МК=290°. После взлета и набора высоты по прямой около 100 м экипаж левым разворотом взял курс следования на трассу. Отход от аэродрома выполнен около 10:01 на высоте 330-350 м. В наборе высоты со средней вертикальной скоростью 1,5-2 м/с через 10 минут полета (по показаниям оставшихся в живых пассажиров) самолет вошел в облачность на расчетной высоте 1300-1500 м. В дальнейшем, в нарушение требований НПП ГА-71, ИПП данной МВЛ и вопреки здравому смыслу, вместо возврата на аэродром вылета или выхода в район хорошей погоды, экипаж безрассудно продолжал полет в облаках, уклоняясь вправо в сторону горного хребта. Примерно через 5-7 минут полета экипаж, предположительно, в разрыве облаков увидел реку Асху – приток реки Сулак. Приняв приток Асху за реку Сулак, в районе поворотного пункта МТФ, экипаж взял курс следования на следующий контрольный ориентир Чирката. Через 3-4 минуты, в горизонтальном полете с МК=228° в облаках, в 10:21 самолет столкнулся со склоном горы Салатау (2 713 м) на высоте 2 400 м (42°53’ СШ, 46°39’ ВД). При столкновении с пологим, покрытым травянистой растительностью склоном на скорости 160-170 км/ч самолет скапотировал и разрушился по 5 шпангоут (и до 9 шпангоута фюзеляж деформировался). Экипаж и 6 пассажиров погибли, остальные получили ранения и ушибы различной тяжести.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 12 6
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01794
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.11.1968
Заводской номер ВС 1G107-41
Наработка ВС (часы) 2646
Наработка ВС (циклы) 4464
Силовая установка ЛС 13374


Сведения о рейсе

Номер рейса 116
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азербайджанское УГА, Махачкалинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хасавюрт
Пункт назначения Ботлих
Начальный пункт маршрута Хасавюрт
Конечный пункт маршрута Махачкала


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной ЛП является нарушение экипажем требований НПП ГА-71 и НШС ГА-70 – продолжение полета по ПВП в облаках и невозврат на аэродром вылета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.