Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Дальневосточного УГА близ а/п Удское
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 ноября 1972 г.
Время:  13:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Тугуро-Чумиканский р-н, пос. Удское
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-32585
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
Рейс:  372
 


Описание
    Экипаж 144 летного отряда выполнял рейсы №371/372 по маршруту Николаевск-на-Амуре – Тугур – Чумикан – Удское и обратно. В день вылета экипаж прошел медосвидетельствование и предполетную подготовку в полном объеме. Произведя посадки в Тугуре и Чумикане (с дозаправкой 200 л бензина), в 13:10 местного времени самолет прибыл в Удское. В полете, по показаниям пассажиров, в пилотской кабине находился в нетрезвом состоянии пассажир Петров (здесь и далее фамилии изменены). По показаниям очевидцев, при подготовке к вылету экипаж проявлял поспешность. После первой попытки запуска двигатель остановился. Запустив двигатель повторно, экипаж сразу же начал выруливать на исполнительный старт. Разрешения на выруливание и взлет экипаж не запрашивал. Место начала взлета, пробу двигателя, никто подтвердить не может.
    Фактическая погода при взлете была – облачность 3/0 верхняя, видимость 50 км, ветер 260° 10 м/с, порывы до 12 м/с. Полетный вес и центровка не выходили за установленные пределы. На борту находилось 7 пассажиров, 60 кг багажа и 6 кг почты.
    Взлет произведен в 13:55 с МК=255°. После набора высоты 100 м самолет начал выполнять первый разворот влево. В процессе разворота, по показаниям очевидцев, крен увеличивался. В 13:58 (06:58 мск) самолет с большим креном и снижением (развернувшись на 180° относительно курса взлета), цепляясь за верхушки деревьев, упал в лес в 200 м от оси ВПП и в 100 м от крайнего дома поселка экспедиции и загорелся. Все находившиеся на борту, в том числе неоформленный пассажир Петров, погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 7 7
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-32585
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 12.04.1969
Заводской номер ВС 1G106-13
Наработка ВС (часы) 3477
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6624317


Сведения о рейсе

Номер рейса 372
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Удское
Пункт назначения Чумикан
Начальный пункт маршрута Удское
Конечный пункт маршрута Николаевск-на-Амуре


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что первый разворот экипаж начал выполнять на высоте ниже 100 м с большим креном (более 45°), о чем свидетельствует место падения самолета в 200 м от оси ГВПП с МК=60° (МК оси трассы до Чумикана 85°). Произошло сваливание на левое крыло. При столкновении с деревьями крен составлял 45°, траектория снижения около 30°. Самолет полностью разрушился и сгорел. Разброс обломков в лесу составил 70х15 м.
    Накануне дня вылета КВС Никитин совместно с КВС того же летного отряда Радимовым находились в а/п Николаевск в нетрезвом состоянии. 5 ноября перед вылетом, проводя медосмотр, фельдшер медпункта формально отнеслась к своим обязанностям и не обнаружила у Никитина и Радимова остаточного опьянения. Судебно-медицинская экспертиза установила наличие алкоголя в количестве 2,3‰ в крови Никитина (средняя степень алкогольного опьянения). В крови второго пилота алкоголя не обнаружено.
    Экипаж допустил также следующие нарушения: с согласия КВС на борт взят неоформленный пассажир Петров, находившийся в пьяном виде; после посадки в Удском экипаж, покидая самолет, не закрыл его; запись в штурманском журнале и журнале диспетчерских разрешений не сделал и не расписался; находился в аэропорту 45 минут вместо 15 минут по расписанию; посадкой пассажиров в самолет не руководил.
    Начальник а/п Удское Соломин безответственно и халатно отнесся к своим служебным обязанностям, ограничившись встречей самолета, росписью в незаполненной графе полетного задания, после чего ушел домой на обед и контроль за подготовкой экипажа к полету не вел.
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось выполнение первого разворота на высоте ниже 100 м с большим креном и скольжение на левое крыло при порывистом ветре до 15 м/с.
    Это стало следствием:
    1) грубой недисциплинированности КВС Никитина, выразившейся в нарушении требований НПП ГА-71, а именно:
    - употреблении спиртных напитков;
    - неудовлетворительной предполетной подготовке к вылету в а/п Удское;
    - взятии на борт неоформленного пассажира;
    - выруливании и взлет без разрешения и запроса по УКВ радиостанции.
    2) преступно-халатного отношения нач. а/п Удское Соломина к организации подготовки экипажа к вылету – после прибытия самолета покинул аэропорт.
    3) слабой политико-воспитательной работы и низкой требовательности со стороны командно-руководящего состава ОАО в части строжайшего выполнения требований НПП ГА-71 и других руководящих документов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.