Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-144Д Воронежского авиазавода в Егорьевском районе Московской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 мая 1978 г.
Время:  18:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, Егорьевский район, близ дер. Кладьково
Тип ВС:  Ту-144Д
Регистрация ВС:  СССР-77111
Авиакомпания:  МАП СССР, Воронежский авиационный завод
 


Описание
    Самолет Ту-144Д №10062(77111) был изготовлен на Воронежском авиазаводе 18.04.78 и 27 апреля произвел перелет для контрольно-приемных полетов (КПП) на а/д Раменское в связи с отсутствием необходимой длины ВПП на аэродроме Воронежского авиазавода. Три полета были выполнены 12, 16 и 18 мая. 23 мая самолет выполнил свой пятый полет, который продолжался с 11:11 по 13:07. В 17:30 был произведен взлет для второго контрольно-приемочного полета.
    До 18:49:15 полет проходил в соответствии с заданием КПП-2 (набор высоты крейсерского полета с разгоном до М=2, проверка работы силовых установок на этой высоте, снижение с торможением до 12 000 м, оценка герметичности кабины на этой высоте, оценка устойчивости и управляемости на М=1,2…0,85, снижение до 3 000 м для осуществления запуска ВСУ). Полет проходил в ПМУ. К 18:48:30 экипаж выполнил большую часть полетного задания и снизился до 3 000 м для запуска ВСУ (двигатель ТА-6Ф).
    До начала ЛП в полете были отмечены следующие особенности:
    - в наборе-разгоне сектор газа первого двигателя «подбирался» для поддержания заданной температуры газов, в соответствии с принятым ранее решением;
    - небольшой «зуд» самолета от 4-го воздухозаборника, который устранился переходом на резервную систему автоматического управления панельного клина 4-го воздухозаборника (программа резервной системы была ниже на 3-5%, чем основная);
    - разница между остатком топлива по РТ-32 и СУИТ, равная 4,7 тонн. Эта разница не вызвала подозрений, поскольку разница в 2-3 тонны была на этом самолете в предыдущих полетах и перед КПП был заменен расходомер 3-го двигателя, после чего расход уменьшился, что должно было увеличить разницу.
    В 18:44:44 экипаж начал запуск ВСУ. Запуск был прекращен в 18:49:15 вследствие «зависания» оборотов на 35% с ростом температуры газов до 600°С. Через 9 секунд, в 18:49:24, по РИ-65 выдана информация «проверь пожар» и сработала автоматическая очередь системы пожаротушения. Бортинженер сообщил: «Выключил №3, пожар №3, гондола №3». Двигатель №3 выключен в 18:49:31. После срабатывания автоматической очереди пожаротушения сигнал о пожаре снялся через 2,5 сек. Через 25 секунд вручную была включена 2-я очередь пожаротушения. Через 49 секунд (в 18:50:12) на МСРП вновь появился сигнал «проверь пожар» и включилась 3-я очередь пожаротушения. Сигнал продолжался до 18:50:16 и затем появлялся между 18:50:25 и 18:50:30, 18:51:15 и 18:51:20, 18:53:39 и до конца полета. После получения первого сигнала экипаж принял решение о снижении и выполнении разворота на аэродром, а также просил КП обеспечить посадку с прямой и подготовку аэродромных средств пожаротушения. В 18:51:14 остановился двигатель №4, после чего он также был выключен бортинженером. Примерно через 60 секунд после первого срабатывания сигнала о пожаре в кабине появился запах гари и дым из СКВ. В дальнейшем, в кабину стал поступать густой черный дым, затруднявший работу экипажа и к моменту посадки наполнивший кабину. После остановки 1-го двигателя в 18:53:27 самолет перешел в снижение, вызванное недостатком тяги. Вследствие невозможности возврата на аэродром экипаж принял решение о посадке вне аэродрома. Отклоняемый носок фюзеляжа был выпущен в положение 11,5°, а перед посадкой - 17° - для обеспечения обзора при выборе площадки и при посадке. После принятия решения о вынужденной посадке вне аэродрома снижение выполнялось с левым разворотом для выхода на выбранную площадку. Перед приземлением был выполнен дополнительный доворот влево примерно на 10° для уклонения от лесного массива и выхода на выбранную площадку. В процессе доворота, на высоте 4-6 м, самолет прошел через границу леса, срезав 70-100 деревьев диаметром 8-25 см, получив значительные повреждения носовых кромок крыла, гондол и носового обтекателя с возникновением пробоин и дополнительной течи топлива. Приземление самолета произошло на мотогондолы двигателей, практически без крена, в 150 м от границы леса, на ровное влажное вспаханное поле около дер. Кладьково Егорьевского района (55°23’41” СШ, 38°51’38” ВД, около 46 км юго-восточнее торца ВПП 30 а/д Раменское) в 18:55:18 с убранными шасси, убранными ПК, на скорости около 380 км/ч. Самолет продвинулся по полю около 620 м, разрушаясь и теряя топливо.
    Экипаж покинул самолет через форточки, ведущие инженеры – через левую переднюю дверь. Два бортинженера погибли при разрушении самолета. Самолет продолжал гореть около 1 часа. Пожар был потушен бойцами пожарного подразделения. На земле сгорели центральная часть крыла, большая часть фюзеляжа, части мотогондол, оставшиеся в зоне пожара, хвостовая часть фюзеляжа с большей частью киля.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-144Д
Регистрационный номер (id) ВС СССР-77111
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 18.04.1978
Заводской номер ВС 10062
Наработка ВС (часы) 9
Наработка ВС (циклы) 5
Силовая установка 704 12812 705 706


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Испытательный
Авиакомпания МАП СССР, Воронежский авиационный завод
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Жуковский)
Пункт назначения Москва (Жуковский)
Начальный пункт маршрута Москва (Жуковский)
Конечный пункт маршрута Москва (Жуковский)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что на самолете в процессе снижения с высоты крейсерского полета до 3 000 м возникла течь топлива (керосина Т-8), приведшая к утечке из топливной системы около 8 тонн за время возникновения течи до приземления (около 37 минут).
    Топливо при утечке попадало в межканальные пространства задних частей воздухозаборников (ЗЧВЗ), при этом уровень топлива в момент пожара доходил до 35-45 мм в зоне ЗЧВЗ-1 и до 10 мм в зоне ЗЧВЗ-4 (в наиболее низких точках капотов воздухозаборников). Топливо могло при этом сливаться за борт через жалюзи сброса воздуха и стыки панелей обшивки воздухозаборников. Точное место возникновения течи топлива не установлено.
    Причиной пожара явилось воспламенение топлива, попавшего в зону установки ВСУ в процессе ее запуска. Начало пожара – между 18:48:45 и 18:49:10. Пожар в полете продолжался около 6 минут.
    Открытие створки питания воздухом двигателя ТА-6Ф могло способствовать возгоранию и распространению пожара, т.к. изменило течение воздуха в межканальных пространствах воздухозаборников и между мотогондолами.
    Из зоны ВСУ пожар, в момент его возникновения, перебросился в зоны двигателя №3, ЗЧВЗ-1 и ЗЧВЗ-2, а также в центральное тело фюзеляжа, в результате чего выгорели и упали до места приземления самолета (за 10…3,5 км) элементы круглого люка фюзеляжа (расположенного в межгондольном пространстве), задняя секция воздухозаборника и капоты воздухозаборника двигателя №2.
    Анализ остатков самолета показал, что после возникновения пожара прогорел патрубок отвода воздуха на ВВР системы СКВ, и двигатели №3 и 4 подсасывали воздух из межканального отсека, в котором был пожар (что подтверждается также следами копоти на первых ступенях компрессоров этих двигателей). В дальнейшем, после прогара трубы отбора воздуха у воздухозаборников двигателей №1 и 2, в кабину стал поступать густой черный дым, вызванный горением топлива в межканальном пространстве левой мотогондолы. К моменту посадки густой черный дым наполнил кабину и затруднял работу экипажа.
    В процессе тушения пожара в 18:49:31 был выключен двигатель №3, а затем, в 18:51:14 остановился двигатель №4, наиболее вероятно, вследствие прекращения подачи топлива стоп-краном из-за нарушения его системы управления в зоне пожара, после чего он также был выключен бортинженером. Вытекающее топливо попадало на входы первого и второго двигателей, следствием чего явилось обгорание в полете периферийных частей лопаток направляющего аппарата и турбин этих двигателей, свидетельствующее о воздействии пламени с температурой не менее 1 230°С в течение порядка 1 минуты или несколько более.
    В 18:53:27, после помпажа, вызванного разрушением периферийной части лопаток из-за попадания вытекающего топлива на вход компрессора, прекратил работу двигатель №1. Наиболее вероятной причиной прекращения его работы явилось погасание камеры сгорания из-за переобогащения. Перед приземлением, по той же причине, имел место помпаж двигателя №2, в связи с чем посадка была выполнена практически с малой тягой.
    Самолет разрушался:
    - в полете из-за пожара;
    - при ударах о деревья;
    - при движении по земле;
    - при пожаре после посадки.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: 1) Причиной ЛП явилось возникновение пожара в межканальных пространствах воздухозаборников в результате значительной течи топлива (около 8 000 кг за последние 37 минут полета, т.е. около 220 кг/мин) и воспламенение его при запуске ВСУ ТА-6Ф.
    2) Наиболее вероятной причиной течи топлива явилась потеря герметичности в соединительных элементах топливной системы или в трубопроводах, связанных с двигателем №1, расположенных во внебаковой зоне средней части крыла (СЧК) или в месте выхода топливной магистрали из нижней панели СЧК. Вследствие разрушения и сгорания большей части топливной системы в зоне пожара на земле установить элемент системы, в котором возникла течь топлива в полете, не представляется возможным.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.