Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Грузинского УГА близ Псху
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 октября 1978 г.
Время:  10:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Абхазская АССР, г. Дзышра, близ Псху
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-40553
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Сухумский ОАО
Рейс:  Г-302
 


Описание
    Экипаж 297 летного отряда выполнял рейсы Г-301/302 Сухуми – Псху – Сухуми. Взлет в Псху произведен в 09:25 мск. Фактическая погода при этом была – ясно, видимость 10 км, тихо, перевал Доу и горы открыты, температура воздуха 8°С. После взлета и набора высоты полет проходил на заданном эшелоне 2 100 м в направлении перевала Доу (юго-восточнее а/п Псху). Через 13 минут полета, в 09:38, экипаж доложил выход из зоны и закончил связь. В дальнейшем на связь экипаж больше не выходил. В 09:40:30 (10:40 мест.вр.) самолет потерпел катастрофу на склоне горы Дзышра (2 623 м), в 6 км южнее а/п Псху, на высоте 1 450 м над уровнем моря (43°20’01” СШ, 40°47’35” ВД) в лесу с высотой деревьев 30-40 м и диаметром стволов 1 м, полностью разрушился и сгорел. Место катастрофы расположено в 300 м от площадки, пригодной для вынужденной посадки.
    По показаниям очевидцев – геологов, чей лагерь расположен неподалеку, самолет, выйдя примерно под углом 70° к продольной оси площадки на высоте 60-80 м от ее уровня, выполнил правый разворот на 10-15° (на уменьшение угла выхода к оси площадки), затем резко развернулся влево с большим креном и в процессе разворота столкнулся с деревьями.
    Первое касание деревьев на высоте 30-35 произошло на расстоянии 50-60 м от места падения воздушным винтом и левой полукоробкой крыльев. При дальнейшем движении, на расстоянии 25 м от места первого касания на высоте 20-25 м самолет левой полукоробкой срубил и обломал верхушки деревьев. Через 25-30 м он потерял скорость и с левым креном 70-80° столкнулся с деревьями на высоте 18-20 м, перевернулся и столкнулся с землей. Разброс обломков – 12х20 м.
    С момента последней связи до момента катастрофы прошло 2 минуты 30 секунд, что свидетельствует о скоротечности аварийной ситуации, принудившей экипаж произвести экстренную вынужденную посадку на единственную в данном районе пригодную площадку, которая хорошо просматривалась на фоне леса в виде светло-зеленого прямоугольника с ровной поверхностью с МК=60-240°. Площадка размером 450х100 м, покрытая густыми зарослями папоротника и камнями, с юго-западной стороны ограничена лесным массивом, с северо-западной стороны – крутым склоном горы Остренькая (2 612 м), с северо-востока – жилыми строениями, примыкающими к буковому лесу, с юга – сараем высотой 3 м и глубоким оврагом, заросшим кустарником. Подход к площадке под углом 70° на высоте 60-80 м не позволял экипажу произвести посадку с указанного направления, хотя первоначально его маневр (разворот вправо на 10-15°) свидетельствует о попытке захода с правым доворотом. Но затем самолет резко развернулся влево с креном 30-40° с последующим его увеличением ввиду близости склона горы. Из-за нехватки высоты и ограниченного пространства самолет, развернувшись влево примерно на 100-120°, задел деревья.
    Наиболее вероятной причиной возникновения аварийной ситуации могло быть появление дыма в кабине самолета или вследствие возгорания багажа пассажиров или перевозимого груза (кинопленки) из-за небрежности кого-то из пассажиров, или загорание электропроводки из-за короткого замыкания в цепи. В крови обоих пилотов обнаружена окись углерода. При этом, по заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть обоих летчиков была мгновенной, от многочисленных несовместимых с жизнью травм при ударе о землю. Таким образом, окись углерода не могла попасть в кровь при последующем пожаре на земле (только прижизненно). Обнаружение в крови пилотов окиси углерода может подтвердить предположение о пожаре на борту.
    Вместе с тем комиссия обнаружила наличие характерного изгиба тяги зависания правого элерона при отсутствии повреждений крыла в этой зоне и деформации тяги элерона и смежных тяг, что дает основание предположить, что причиной изгиба тяги явилось воздействие мгновенной внешней силы на элероны правого верхнего крыла. Указанное повреждение могло произойти вследствие столкновения самолета со стаей птиц, что также могло привести к разрушению остекления фонаря кабины пилотов и ранению экипажа.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 7 7
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40553
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.06.1967
Заводской номер ВС 1G84-06
Наработка ВС (часы) 8782
Наработка ВС (циклы) 11072
Силовая установка КЛ 3115020


Сведения о рейсе

Номер рейса Г-302
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Сухумский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Псху
Пункт назначения Сухуми (Бабушера)
Начальный пункт маршрута Псху
Конечный пункт маршрута Сухуми (Бабушера)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: Анализ материалов расследования и проведенные расчеты показали, что в создавшейся скоротечной аварийной ситуации экипаж принял решение на посадку на незнакомую площадку, а не на а/д Псху или в долину реки Бзыбь из-за невозможности длительного продолжения полета. При вынужденном заходе на посадку из-за нехватки высоты и ограниченного пространства для маневра самолет столкнулся с деревьями.
    Заключение: Истинную причину катастрофы установить не представилось возможным ввиду полного разрушения и пожара самолета на земле. Наиболее вероятной причиной является возникновение опасной и скоротечной аварийной ситуации на борту самолета, приведшей к частичной потере работоспособности членов экипажа.
    Аварийная ситуация могла возникнуть из-за:
    - появления в кабине пилотов и пассажирском салоне едкого дыма или огня;
    - столкновения самолета со стаей птиц, разрушения лобовых стекол фонаря кабины с последующим тяжелым ранением членов экипажа.
    Заключение ГосНИИ ГА по результатам исследования тяги: деформация тяги зависания элерона произошла от действия чрезмерной изгибающей нагрузки, возникшей при разрушении конструкции планера в результате его соударения с препятствиями. Вывод комиссии о внешней нагрузке в полете не подтверждается.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.