Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-134А Белорусского УГА близ а/п Шёнефельд (Берлин)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 декабря 1986 г.
Время:  18:00
Страна:  ГДР
Место происшествия:  3 км северо-восточнее а/п Берлин-Шёнефельд
Тип ВС:  Ту-134А
Регистрация ВС:  CCCP-65795
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Белорусское УГА, 2-й Минский ОАО
Рейс:  SU-892
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс SU-892. По метеоусловиям была произведена посадка на запасном аэродроме Прага. После улучшения погоды в а/п Шенефельд экипаж произвел взлет выполнял полет на эшелоне 22 000 футов (6 700 м). При снижении на борт была передана информация о том, что он имеет посадочный номер «1» и одновременно – разрешение на заход на посадку с прямой по курсоглиссадной системе (ILS) на ВПП 25 левую. До входа в глиссаду полет проходил без отклонений. Экипаж выполнил все необходимые процедуры для обеспечения готовности к посадке. Вход в глиссаду выполнен на удалении 13,5 км от точки приземления на ВПП 25L с включенным автопилотом на курсовой линии. Диспетчер передал информацию о видимости (горизонтальная 900 м, видимость на ВПП в позиции А – 1700 м, в позиции B – более 1000 м). После входа в глиссаду экипаж начал довыпуск закрылков на 38°.
    Во время снижения самолета служба УВД включила для проверки посадочные огни и огни ВПП неработающей (закрытой на ремонт) правой ВПП 25R, о чем руководитель полетов на английском языке информировал экипажи заходивших на посадку самолетов (следом за Ту-134 №65795 заходил на посадку Ту-134 венгерской а/к Malev). Передача данной информации правилами радиообмена не предусмотрена. Бортрадист Ту-134 ошибочно понял это сообщение, как указание производить посадку на правую ВПП и передал подтверждение «Понял, спасибо, 25 правая». КВС дал команду: «25 правая, перестроить быстренько». Занятый переговорами в кабине экипаж, в спешке начинавший подготовку маневра доворота на посадочный курс правой ВПП, повторно переданную руководителем полетов информацию о включении огней правой ВПП не услышал. КВС принял решение о заходе в директорном (штурвальном) режиме, отключил автопилот и начал доворот вправо на линию посадки правой ВПП, входной торец которой располагается ближе по курсу посадки на 2 200 м торца левой ВПП (расстояние между осями правой и левой ВПП – 460 м). Управляющий сигнал ILS был потерян в течении 38 секунд.
    Заметив уклонение метки самолета вправо, диспетчер передал «Аэрофлот 892, Вам заходить на 25 левую, 25 левую». Экипаж подтвердил. КВС дал команду «Переставь назад», а штурман: «влево 230 градусов». Одновременно диспетчер передал: «Доверните влево, доверните влево!». При боковом уклонении от глиссады левой ВПП 450 м и вертикальном – ниже на 60 м экипаж начал доворот влево. Включение автопилота на высоте 110 м без изменения режима работы двигателей привело к уменьшению скорости полета до 263 км/ч и увеличению вертикальной скорости снижения до 7 м/с. На высоте 103 м при вертикальной скорости снижения 9 м/с сработала ССОС. На высоте 40 м сработала сигнализация ВПР. Самолет при этом находился в левом довороте в непосадочном положении относительно ВПП 25L значительно ниже установленной глиссады. Затем он задел верхушки деревьев, упал в лес в 3 км от торца ВПП 25L, разрушился и загорелся.
    Экипаж и 61 пассажир погибли на месте, двое пассажиров скончались в больнице.
    Фактическая погода в момент происшествия – облачность 8/8 слоисто-кучевая высотой 60 м, туман, видимость 900 м, ветер 150° 3 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 73 63
На земле   0
Всего погибших 72


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-134А
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-65795
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 18.03.1980
Заводской номер ВС 63145
Наработка ВС (часы) 12658
Наработка ВС (циклы) 8482
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса SU-892
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Белорусское УГА, 2-й Минский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Прага
Пункт назначения Берлин (Шёнефельд)
Начальный пункт маршрута Минск (Минск-2)
Конечный пункт маршрута Берлин (Шёнефельд)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При заходе на посадку экипаж был обязан принять решение об уходе на второй круг в шести случаях:
    1) После сообщения, понятого как указание об изменении посадочной полосы;
    2) При потере сигнала курсоглиссадной системы в течение 38 секунд (за это время самолет снизился с 420 м до 200 м);
    3) после повторной информации диспетчера, что рабочая полоса – левая, полученной в момент, когда самолет находился с недопустимым боковым уклонением 450 м и ниже глиссады на 60 м;
    4) После включения высотного и бокового канала автопилота на высоте 110 м в нарушение ограничения по эксплуатации АБСУ;
    5) После достижения ВПР и отсутствия видимости ВПП на этой высоте;
    6) После срабатывания ССОС и команды штурмана на уменьшение скорости снижения.
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    причинами АП являются:
    1) выдача экипажу руководителем полетов на конечном этапе захода на посадку на левую полосу несвоевременной и неожиданной информации, что привело к формированию у экипажа неверного решения.
    2) Ошибка бортрадиста самолета в отношении мнимого изменения разрешения на посадку, которая не была обнаружена другими членами экипажа из-за:
    а) недостаточно согласованных действий экипажа;
    б) отсутствия взаимного контроля действий отдельных членов экипажа;
    в) трудностей в понимании английской фразеологии полетного радиообмена;
    г) недостаточных знаний и опыта применения правил международного полетного радиообмена.
    3) КВС не принял в возникшей ситуации ни одного из двух необходимых решений:
    а) о прекращении захода на посадку и ухода на второй круг, необходимость в котором возникала пять раз до пролета ВПР;
    б) не продолжил полет по разрешенному ранее курсу захода на посадку по ILS до ВПР.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.