Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Красноярского УГА севернее Ванавары
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 февраля 1975 г.
Время:  11:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Эвенкийский АО, 78 км севернее Ванавары
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-41299
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Кежемский ОАО
 


Описание
    Экипаж выполнял полет вне расписания по заявке гравиметрической экспедиции по доставке авиатоплива в а/п Стрелка-Чуня. Взлет в а/п Кежма был произведен в 05:25 мск. Посадка в а/п Стрелка-Чуня - в 07:13. После разгрузки экипаж произвел взлет в 07:26. На борту груза и пассажиров не было. Самолет направлялся в а/п Ванавара для дозаправки (расчетное время полета 52 минуты). В 07:33 экипаж доложил занятие эшелона 1 800 м и приступил к горизонтальному полету по трассе.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, слабый снег, видимость 6-10 км, ветер 280° 30 км/ч. По истечении расчетного времени самолет в аэропорт Ванавара не прибыл, экипаж на вызовы не отвечал.
    В 07:20 и в 07:29 из Стрелки-Чуня вылетели самолеты Ан-2 №№93499 и 43914. Навстречу летел Ан-2 №29345. Экипаж Ми-8 №25672 работал в 30 км от места происшествия. По объяснениям экипажей этих ВС, в данном районе не было метеоусловий, усложнявших выполнение полетов (ясно, видимость более 10 км, температура воздуха -48°С у земли, -25°С на высоте.
    Организованными поисками в 09:58 мск самолет обнаружен в тайге на линии пути в 78 км от Ванавары полностью разрушенным. Пожара не было. Самолет столкнулся с деревьями и землей с МК=210° под углом 28-30° с левым креном около 10° на скорости около 270 км/ч.
    Характер столкновения с деревьями и землей, наличие на удалении 300-500 м от места происшествия открытых и обширных (1000х5000 м) болот, пригодных для безопасной посадки Ан-2 на лыжном шасси, позволяют заключить, что экипаж вынужденную посадку, связанную с отказом двигателя, не производил, мер по оповещению других экипажей, следовавших с интервалом 6 минут впереди и 3 минуты за ним, о месте вынужденной посадки не принял.
    При осмотре места происшествия установлено, что двигатель при столкновении с землей работал. При осмотре обломков кабины пилотов на деталях пола кабины в районе педалей второго пилота и на внутренней задней части остекления фонаря кабины обнаружены следы крови. Это позволяет предполагать, что экипаж имел телесные повреждения до столкновения с землей и выброса тел после удара.
    На барограмме через 26 минут полета на эшелоне 1800 м запись прерывается при вращающемся барабане, что позволяет предположить наличие ударной нагрузки на самолете в горизонтальном полете, приведшей к срыву барограммы с места установки пером вниз. В этом положении барограф не «пишет» при исправном часовом механизме. В зимние время, согласно опросам экипажей Кежемского ОАО, барограф устанавливается в кабине экипажа на рукоятке ракетницы по правому борту для обеспечения его работоспособности при низких температурах.
    На лопасти №4 воздушного винта обнаружена забоина прямоугольных очертаний шириной 22 мм и глубиной 10 мм на радиусе 940 мм, т.е. за обводами капотов двигателя. Предположительно, забоина нанесена металлическим предметом правильной формы. На месте происшествия этого предмета не обнаружено (глубина снега достигала 70-100 см). По данным геологической экспедиции случаи обнаружения в тайге неопознанных остатков конструкций не единичны. Так в 1969 г была обнаружена металлическая конструкция, при попытке разбить которую кувалда отскакивала, не оставляя даже забоин. Также геологи часто наблюдают оболочки шаров, висящие на деревьях.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41299
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1965
Заводской номер ВС 1G64-14
Наработка ВС (часы) 7883
Наработка ВС (циклы) 13808
Силовая установка K 1404177


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Кежемский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Стрелка-Чуня
Пункт назначения Ванавара
Начальный пункт маршрута Стрелка-Чуня
Конечный пункт маршрута Кежма


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы:
    1) Нарушений в действиях экипажа, командно-летного и диспетчерского состава комиссией не установлено.
    2) Признаков пожара, отказа систем, агрегатов и двигателя, а также кинематики управления самолетом не обнаружено.
    3) Самолет столкнулся с землей с работающим двигателем, полностью или частично неуправляемый экипажем.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Наиболее вероятной причиной катастрофы явилось столкновение самолета в горизонтальном полете с посторонним предметом, что привело к потере работоспособности экипажа. Об этом свидетельствуют:
    1) Отсутствие части деталей фонаря и остекления на месте происшествия.
    2) Следы крови на полу и внутренней задней части остекления фонаря кабины.
    3) Прерывание записи барограммы при рабочем часовом механизме.
    4) Характер падения самолета.
    Отсутствие связи с самолетом говорит о том, что аварийная ситуация возникла внезапно и экипаж при наличии не сообщил об аварийной обстановке.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.