Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Красноярского УГА близ Новоселово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 сентября 1974 г.
Время:  11:12
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Новоселовский район, близ Новоселово
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-70953
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Красноярский ОАО
 


Описание
    Экипаж 188 летного отряда выполнял внерейсовый полет по маршруту Красноярск – Балахта – Новоселово - Кома – Анаш и обратно. Прогноз погоды по маршруту предусматривал: ложбина, облачность 5-8 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая 300-500 м от наивысшей точки 822 м и средняя, кратковременный дождь, видимость более 10 км, ветер неустойчивый 15-25 км/ч. Холодный фронт с волнами находился западнее трассы, скорость его смещения была 15-25 км/ч.
    Взлет в а/п Красноярск произведен в 05:54 мск. После посадок в Балахте и Коме экипаж произвел взлет в 07:06 мск, имея на борту 9 взрослых пассажиров и двух детей.
    После взлета на запрос начальника а/п Анаш о следующем пункте посадки экипаж сообщил, что будет следовать на Новоселово. Затем, через 3-4 минуты, экипаж на вызовы радиооператоров Новоселово и Комы по командной радиостанции не отвечал. В 14:15 мск самолет обнаружен на склоне горы с отметкой 538 м в 15 км от а/д Кома на трассе Кома – Новоселово. 7 взрослых пассажиров, 1 ребенок и оба пилота погибли. 2 взрослых пассажира получили тяжелые ранения, второй ребенок получил ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 11 8
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-70953
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.04.1959
Заводской номер ВС 111747311
Наработка ВС (часы) 11567
Наработка ВС (циклы) 9207
Силовая установка КЛ 3214086


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Красноярский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кома
Пункт назначения Новоселово
Начальный пункт маршрута Красноярск (Северный)
Конечный пункт маршрута Анаш


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия сделала заключение, что через 6-7 минут полета в наборе высоты и по достижении 430 м от уровня аэродрома вылета на борту создалась аварийная обстановка. Самолет с вертикальной скоростью снижения 6 м/с и потерей высоты 150-180 м столкнулся с кронами берез на различной высоте от вершин деревьев, получив полные разрушения правой и левой полукоробок крыльев и хвостового оперения и перелетев через вершину горы с отметкой 538 м. На противоположном склоне от самолета оторвались правая полукоробка крыльев, правая часть шасси и часть хвостового оперения. Затем в 87 м от вершины самолет упал на воздушный винт и двигатель и перевернулся на спину с разрушенным фюзеляжем и левой полукоробкой крыльев.
    Фактическая погода а/п Кома за 07:00 мск – 10/10, сл.-куч, куч-дожд., 1000 м, сл. дождь, вид. более 10 км, ветер 160° 2 м/с.
    Фактическая погода а/п Новоселово за 07:00 мск – 10/10, сл.-дожд., раз.-дожд., 800 м, дождь, видимость 5 км, ветер 180° 4 м/с.
    Штормовое предупреждение в период с 05:00 до 09:00 не поступало.
    Прогноз и фактическая погода по трассе не препятствовали безопасному выполнению полета. Свидетель происшествия слышал неровную работу двигателя с перебоями «как на мотоцикле».
    Предположительной причиной катастрофы комиссия считает кратковременный отказ в работе двигателя, что подтверждается показаниями очевидца, находившегося в 500-600 м от места АП. В сложившейся аварийной ситуации экипаж принял решение не продолжать полет через водный рубеж – Красноярское водохранилище, а развернуться влево на 70-90° от маршрута и произвести посадку на поляну, расположенную у высоты с отметкой 538 м по курсу столкновения самолета с деревьями. При подходе к площадке у высоты 538 м самолет попал в нисходящий воздушный поток, вызванный рельефом разнопересеченной местности, что привело к резкому снижению самолета со стороны подветренного склона горы. Это подтверждает контрольный облет, проведенный комиссией на самолете Ан-2 05.10.74 на месте происшествия в аналогичных ветровых условиях. Характер столкновения самолета с деревьями и его разрушение свидетельствуют о внезапном резком броске самолета, исключающем производство экипажем преднамеренной посадки на крутой склон горы, что также подтверждается положением 4-х ходового крана бензопитания в положении открыт на сумме группы баков и убранным положением закрылков.
    Двигатель и все его системы и агрегаты, по заключению ГосНИИ ГА, исправны и находятся в рабочем состоянии (двигатель после замены разбитых при ударе деталей был установлен на самолет, завелся и работал без перебоев).
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Инспекция МГА отменила заключение комиссии Красноярского УГА, проводившей расследование. По заключению инспекции наиболее вероятной причиной данного ЛП явилось попадание самолета в снежный заряд с плохой видимостью и неправильные действия экипажа при попытке выйти на визуальный полет, выразившиеся в отвороте в сторону гор и снижении до высоты ниже безопасной.
    Сопутствующие причины:
    - неоправдавшийся прогноз погоды в результате более раннего, чем предполагалось, прохождении холодного фронта;
    - неудовлетворительная организация вылета самолета из а/п Красноярск.
    Комиссия КрУГА провела расследование неудовлетворительно, безосновательно пытаясь найти предполагаемый отказ двигателя, чем были значительно затянуты сроки расследования, хотя исследования двигателя и его систем на заводе и в ГосНИИ ГА подтверждают их исправность. Комиссия не вскрыла недостатки, имевшиеся в подготовке экипажей, организации полетов и метеообеспечении.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.