Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Западно-Сибирского УГА близ Алтайского, Алтайский край
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 марта 1975 г.
Время:  11:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Алтайский край, Алтайский район, 12,5 км восточнее а/д Алтайское
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-55529
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Барнаульский ОАО
Рейс:  361
 


Описание
    Экипаж Ан-2 № 55529 118 летного отряда (КВС Гулькин В.Ф., здесь и далее все фамилии изменены) выполнял рейс №361 по маршруту Барнаул – Бийск (без посадки) – Алтайское. На борту находились 11 взрослых пассажиров и двое детей.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: полет в зоне вторичных холодных фронтов, облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая, 200-300 м, 5-10 баллов средняя, верхняя, снег, видимость 1500-2500 м, ветер неустойчивый 0-3 м/с.
    По пункту посадки а/п Алтайское прогноз погоды был таким же (отличался видимостью 2-4 км).
    Одновременно с экипажем Гулькина (налет 3875 ч, в том числе КВС – 888 ч) к вылету по этому же маршруту готовился Ан-2 №03530 (КВС Матвеев Н.П.). Взлеты Ан-2 №55529 и 03530 произвели соответственно в 06:45 и 06:46 мск. Выпуск сразу двух самолетов в Алтайское произведен без учета того, что информатор а/п Алтайское совмещает несколько служебных обязанностей. Полеты выполнялись на высотах 450 и 700 м по давлению 774 мм рт.ст. Ан-2 №03530 на траверзе Троицкого обогнал Ан-2 №55529. В нарушение НПП ГА-71 оба экипажа не доложили при входе в зону КДП Бийск расчетного времени пролета контрольного ориентира Фоминское и фактическую погоду по маршруту, а диспетчер КДП этого не потребовал.
    В 07:34 Гулькин доложил пролет Фоминского и что он пойдет через точку. Диспетчер ответил: «До пролета траверза», тем самым дав указание на спрямление установленного маршрута. Экипажи Матвеева и Гулькина доложили пролет траверза Бийска в 07:42 и в 07:44 соответственно. Контроля по имеющимся РТС диспетчер КДП Бийска не осуществлял. В 07:45 Гулькин запросил Матвеева: «Это вы прошли Советское?» Матвеев ответил утвердительно, чем внес дезинформацию по ведению визуальной ориентировки по расстоянию (9 км) и времени (3 минуты). Фактически оба самолета находились в районе н.п. Сетовка (ближе к Алтайскому), а не Советское. Диспетчер, увидев одну метку на экране, предупредил экипажи, что они летят на одном расстоянии и азимуте, но не дал команды по установке безопасного интервала между самолетами, а также пеленга и расстояния до них. В 07:50 отметки начали расходиться. В 07:51 Матвеев запросил Гулькина: «Ты меня видишь? Тот ответил: «Нет, не вижу». Далее, следуя по ПВП вдоль дороги Бийск – Алтайское, Матвеев (12000 часов налета) в 07:54 произвел благополучную посадку в Алтайском.
    Экипаж Ан-2 №55529, выполняя полет на высоте 600 м на участке Сетовка – Алтайское, продолжал полет без снижения с ранее полученной ошибкой. Гулькин не смог восстановить детальную ориентировку по характерному линейному ориентиру (шоссейная дорога) и населенным пунктам. Получив условия захода на посадку, по истечении ошибочно исправленного расчетного времени в 07:54 начал снижение до 400 м, продолжив полет на этой высоте в течение трех минут по направлению к н.п. Сараса (пролетев Алтайское). В 08:00 на запрос информатора а/п Алтайское ответил: «Подхожу». Затем самолет производил полет с набором высоты со скоростью 1,5 м/с с курсом 60-70°. В 08:03:14 Гулькин доложил, что возвращается в Бийск. Тем временем, Ан-2 №03530 в 08:03:45 произвел взлет из Алтайского и через 22 секунды КВС Матвеев перевел Ан-2 №55529 на нерабочую частоту связи по УКВ 128,1 МГц, чем лишил возможности диспетчера руководить его полетом, и дважды в течение 27 секунд повторил о наличии характерного ориентира (шоссе) от Советского. КВС Гулькин ответил: «Да, я вот сейчас подошел вплотную, должен пролететь его, но ни черта не вижу». Это была последняя связь с бортом. Только через 8 минут диспетчер вызвал его, но ответа не получил. Организованные поиски результатов не дали. Самолет был обнаружен 8 марта в 09:15 мск на заснеженном каменистом безлесном южном склоне горы Вересковая высотой 909 м в 12,5 км с азимутом 83° от а/п Алтайское, когда выживший пассажир, временами теряя сознание и идя по глубокому снегу 22 часа, вышел в н.п. Верх. Ая и сообщил о месте катастрофы. Там были обнаружены ранеными КВС, еще один взрослый пассажир и оба ребенка. Первые двое скончались в больнице 9 марта.
    Комиссия установила, что в 08:05 мск на высоте 820 м по приведенному давлению, вне видимости земли, самолет задел дерево на склоне горы Вересковая левой плоскостью. КВС дал взлетный режим и взял штурвал на себя. Самолет, пролетев 200 м примерно за 6 секунд, набрал 52 м высоты, потерял скорость, вышел на закритические углы атаки, перешел в сваливание и столкнулся со склоном горы крутизной 35° под углом 3-5° к продольной оси самолета на высоте 870 м. Отделившись, самолет пролетел вверх по склону 61 м и на высоте 890 м остановился полностью разрушенным.
    На участке трассы Советское – Алтайское горизонтальная видимость временами уменьшалась до 1 000 м и менее из-за приподнятой дымки или тумана, таким образом, комиссия считает, что прогноз погоды, составленный АМСГ Барнаул, не оправдался.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 13 10
На земле   0
Всего погибших 12


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-55529
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 15.09.1954
Заводской номер ВС 14547311
Наработка ВС (часы) 17808
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 15191187


Сведения о рейсе

Номер рейса 361
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Барнаульский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Барнаул
Пункт назначения Алтайское
Начальный пункт маршрута Барнаул
Конечный пункт маршрута Алтайское


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является нарушение установленного минимума погоды КВС (несвоевременный возврат), который привел к потере ориентировки, нарушению безопасной высоты полета за пределами ширины трассы и столкновению с горой.
    Сопутствующие причины:
    1) Неоправдавшийся прогноз погоды на участке трассы Бийск – Алтайское, что является следствием низкого качества прогнозирования в АМСГ Барнаул;
    2) Неудовлетворительное УВД в зоне КДП Бийск со стороны диспетчера;
    3) Вмешательство в УВД самолета Ан-2 №55529 КВС Ан-2 №03530 диспетчера;
    4) ИПП а/п Алтайское составлена с нарушением НПП ГА-71 (в части установки безопасной высоты полетов по ПВП на горном аэродроме и минимальных метеоусловий).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.