Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Красноярского УГА юго-западнее фактории Чиринда
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 сентября 1977 г.
Время:  19:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Эвенкийский АО, 6 км юго-западнее пос. Чиринда
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-35485
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Красноярский ОАО
 


Описание
    Экипаж 188 летного отряда базировался на оперативной точке – в аэропорту МВЛ Чиринда Туринского ОАО. В день АП экипаж произвел два вылета для выполнения аэрогеофизической съемки на рабочем участке. Оба полета выполнялись по заявке Северо-Енисейской геофизической экспедиции днем в ПМУ. Первый полет продолжался с 01:50 по 06:30 мск. Второй полет был начат в 09:35 мск (13:35 мест.вр.). При выполнении этого полета на борт самолета, без оформления в заявке на полет, были взяты три посторонних лица – нач. а/п Чиринда, фотолаборант экспедиции и кочегар детсада пос. Чиринда с целью их доставки на рыбную ловлю на реку Котуй по пути следования самолета на рабочий участок.
    Экипаж произвел две посадки с подбором на одну из кос реки Котуй – для высадки и загрузки неоформленных пассажиров и их имущества. При возвращении на а/д Чиринда, по показаниям очевидцев, в 15:40 мск (19:40 мест.вр.) самолет потерпел катастрофу на северном нисходящем склоне горы (отметка 480 м) ниже ее вершины на 132 м в 6 км юго-западнее фактории Чиринда. Произошло полное разрушение самолета от возникшего пожара. Три члена экипажа, бортоператор и три неоформленных пассажира погибли.
    Первое столкновение с деревьями произошло правым нижним крылом. Через 25 м самолет ударился правым колесом о землю. Через 7 м произошел удар о землю правым крылом, след от которого продолжается на протяжении 8 м. При этом было срублено или повалено около 30 деревьев с диаметром стволов 5-25 см. Пролетев 23 м, самолет вторично столкнулся с землей и валунами. Пролетев еще 37 м, он снова ударился о землю и разрушился, остановившись в 120 м от места первого столкновения с деревьями.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35485
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.04.1960
Заводской номер ВС 113847305
Наработка ВС (часы) 13476
Наработка ВС (циклы) 9357
Силовая установка КЛ 0115068


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Красноярский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чиринда
Пункт назначения Чиринда
Начальный пункт маршрута Чиринда
Конечный пункт маршрута Чиринда


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что в день происшествия и накануне, в связи с выходными днями, на аэродроме отсутствовал медработник, вследствие чего экипаж медосмотр не проходил.
    По анализу полетной документации за прошлый период расход топлива при полетах на съемку составлял 130 кг/ч. Значит, к моменту заруливания после первой посадки остаток был равен 300 кг. Для обеспечения второго полета авиатехник залил три бочки бензина, следовательно, при вылете остаток топлива составлял 750 кг, что обеспечивало продолжительность полета в течение 5 часов 50 минут до полной выработки. На месте происшествия зафиксировано положение рычага высотного автокорректора 1/2 хода вперед – на обеднение смеси, что позволяло увеличить время полета еще 15 минут.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: Истинной причины катастрофы комиссии установить не представилось возможным.
    Наиболее вероятными причинами могли быть:
    а) При снижении с доворотом на аэродром Чиринда над горной местностью, покрытой редколесьем, после преодоления отметки 480 м экипажем в нарушение РЛЭ при критическом остатке топлива менее 110 л в обеих группах бензобаков был допущен резкий перевод самолета на снижение. Ввиду малого остатка топлива на самолете произошел отлив бензина от заборного трубопровода, что привело к кратковременному отказу в работе двигателя с последующим восстановлением работы и к созданию внезапной аварийной ситуации, при которой экипаж с пилотированием не справился ввиду малой высоты полета. Снижаясь вниз по склону, самолет столкнулся с кронами деревьев, а затем с каменистой поверхностью, разрушился и сгорел;
    б) При подлете к а/п Чиринда в момент снижения при преодолении высоты с отметкой 480 м вдоль нисходящего склона с затененной стороны в момент захода солнца КВС отвлекся от управления самолетом, что привело на малой высоте к столкновению с деревьями и падению самолета. Ввиду выполнения в день АП второго полета на съемку на исход полета могла повлиять усталость экипажа, что могло привести к отвлечению внимания при пилотировании самолета в конце рабочего дня.
    Подготовка экипажа на исход полета не повлияла.
    Сопутствующие причины:
    а) Низкая дисциплина в экипаже;
    б) Недостаточная организация летной работы и качества технического обслуживания авиатехники на оперативной точке Чиринда;
    в) Отсутствие должного контроля со стороны службы движения за полетами ВС на территории Туринского ОАО;
    г) Формальный контроль за работой экипажей и поверхностный анализ полетной документации в 188 ло;
    д) Крайне недостаточная метеоосвещенность района полетов.
    Заключение ГосНИИ ГА опровергает первую предположительную причину выводов комиссии – по проведенным ГосНИИ ГА расчетам остаток топлива на борту к моменту АП должен быть не менее 300 кг, что обеспечивает бесперебойную работу двигателя при любых эволюциях и также подтверждается осмотром места происшествия – зарубкам от ВВ на деревьях и забоинах на лопастях, загибом всех четырех лопастей ВВ против направления вращения.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.