Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Магаданского УГА близ а/п Сусуман
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 августа 1977 г.
Время:  10:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, 26 км восточнее а/п Сусуман
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-98368
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Сеймчанский ОАО
 


Описание
    Экипаж 194 летного отряда выполнял поисково-съемочный полет в районе а/п Сусуман. Работы выполнялись по договору с НПО «Геофизика» для поисков месторождений полезных ископаемых. Самолет был оборудован аэрогеофизической станцией АГС-71 СМЭ. На борту находились три бортоператора партии №22 НПО «Геофизика». Взлет в а/п Сусуман произведен в 00:26 мск (08:26 мест.вр.). В 00:36 экипаж занял эшелон 800 м над точкой для регулирования съемочной аппаратуры, далее, в 00:42, экипаж запросил разрешение занять высоту 40 м, а затем 20 м над ВПП для калибровки радиовысотомера. Выполнив эти операции, в 00:59 экипаж доложил, что следует в район горы Еврашкалах на рабочей высоте для выполнения съемки. Выполняя съемку в этом районе, экипаж каждые 30 минут выходил на связь, последний раз в 02:08. В 03:38 диспетчер через вертолет Ми-8 попытался вызвать экипаж на связь, но ответа не получил.
    Как было установлено, в 02:40 мск (10:40 мест.вр., днем в ПМУ) в 26 км от а/п Сусуман с азимутом 85° на высоте 800 м самолет столкнулся с проводами ЛЭП и упал на землю в 375 м от места столкновения, разрушился и загорелся. Члены экипажа, получив сильные ожоги и травмы, покинули горящую кабину через аварийный люк и форточки. Три оператора, находившиеся в фюзеляже, получили травмы от сместившейся аппаратуры и погибли в огне. Самолет сгорел до 23 шпангоута.
    Обрабатываемый участок съемки представляет из себя холмистую равнину (плато) с колебаниями рельефа от 200 до 500 м и позволяет выполнять полет на рабочей высоте 50-70 м. Место летного происшествия – долина шириной 1300-1700 м. ЛЭП установлена в наиболее узкой части долины шириной 800 м с крутизной склонов до 24°, что создает условия для орографической турбулентности даже при ветре 3-5 м/с. Опоры ЛЭП высотой 40 м расположены на противоположных склонах долины на отметках 800 и 830 м. Расстояние между ними – 300 м. Провисание проводов – неравномерное, в самой нижней части 70 м от земли. При работе на участке экипаж неоднократно пересекал ЛЭП и видел ее, выполняя полеты на рабочей высоте 80-90 м. Не зная истинной высоты расположения проводов над серединой долины и ошибочно считая ее равной 40-50 м, экипаж не изменил рабочей высоты полета, что обуславливало пролет над проводами на высоте 10-20 м. Следуя на высоте 80-90 м, самолет попал в нисходящий поток и из-за малого превышения над ЛЭП столкнулся с тремя проводами, оборвав их винтом и плоскостями. Один провод застрял в корневой части верхней левой плоскости, захватил левую полукоробку и тем самым ограничил управление самолетом и разворачивал его влево. Самолет с тянущимся за ним проводом, другой конец которого был закреплен на опоре ЛЭП, теряя скорость, упал на склон с незначительным левым креном.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-98368
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.10.1958
Заводской номер ВС 110747301
Наработка ВС (часы) 12026
Наработка ВС (циклы) 8863
Силовая установка КЛ 4115009


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Сеймчанский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сусуман
Пункт назначения Сусуман
Начальный пункт маршрута Сусуман
Конечный пункт маршрута Сусуман


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является нарушение экипажем НПП ГА-71, выразившееся в неправильной оценке метео- и навигационной обстановки в полете и невыдерживание минимально допустимой истинной высоты при полете над искусственными препятствиями на данном виде работ.
    Происшествию способствовала неудовлетворительная организация летной работы командно-руководящим составом Сеймчанского ОАО.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.