Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Приволжского УГА близ Саратова
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 октября 1978 г.
Время:  09:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Саратовская область, 4,5 км западнее а/п Саратов
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-05706
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское УГА, Балаковский ОАО
Рейс:  481
 


Описание
    Рейс №481 в Саратов был первым среди шести рейсов по тому же маршруту, выполнявшийся экипажами 363 летного отряда утром 27 октября. КВС Ан-2 №05706 имел метеоминимум 200х3000х16м/с. Метеоминимум командиров остальных экипажей был выше – 150х2000х18м/с.
    Метеоконсультацию экипажа провела дежурный синоптик АМСГ, по информации которой в указанном направлении ожидалось: - в первой половине дня – облачность 200-300 м, видимость 2-4 км; - во второй половине дня – понижение облачности до 100-150 м, ухудшение видимости до 1500-2500 м. Прогноз погоды, составленный АМСГ в 06:50 на бланке АВ-10 по маршруту Балаково – Маркс – Саратов с 07:00 до 12:00 гласил: облачность 4-7 баллов кучево-дождевая, разорвано-дождевая 150-250 м, 10 б. средняя, кратковр. дождь, дымка, видимость 2-4 км, в начале срока 1500-2500 м, умеренная болтанка, ветер 140-160° 9-12 м/с порывы 15 м/с. По а/п Саратов с 05:00 до 11:00 – 4-7 баллов сл.-куч., куч-дожд. 200-300 м, высококуч. 4-5 баллов, кратковр. дождь, дымка, вид. 2-4 км, ветер 150-170° 6-9 м/с, умеренная болтанка. Данный прогноз погоды не соответствовал минимуму КВС на трассе. В 07:25 в АМСГ Балаково поступил следующий прогноз по а/п Саратов с 08:00 до 11:00 – 5-8 баллов сл.-куч., куч.-дожд. 300-500 м, высококуч. 5-6 баллов, 2-5 баллов раз.-дожд., 100-150 м, кратковр. дождь, видимость 6-10 км, кратковр. 2-4 км, ветер 150-170° 6-9 м/с, порывы 12 м/с, умеренная болтанка. В результате халатности дежурного синоптика АМСГ данный прогноз в бланк АВ-10 не был вписан и до диспетчеров и экипажей, вылетающих в Саратов, не доведен. Прогноз погоды по пункту посадки являлся нелетным для всех вылетающих экипажей.
    В нарушение НПП ГА-71 КВС в 07:55 принял решение, а в 08:07 произвел взлет. На борту находилось 11 взрослых пассажиров, 2 ребенка и безбилетный пассажир - пилот Балаковского ОАО, самовольно взятый на борт экипажем. Безответственные действия командира самолета не были пресечены диспетчером АДП из-за его халатного отношения к своим служебным обязанностям и бесконтрольности за организацией и обеспечением полетов со стороны дежурного командира, командира звена 363 ло. Находившийся в составе одного из вылетающих экипажей к-р АЭ 363 ло, как старшее летное лицо, не принял никаких мер по улучшению подготовки экипажей и организации вылета. Выпуск самолетов диспетчером СДП а/п Балаково произведен с нарушением временных интервалов между самолетами при видимости менее 4 км.
    Полет всех самолетов проходил на установленных высотах. По заявлению экипажей, высота облачности была не ниже 500 м, видимость не менее 5 км. В 08:17 было получено штормовое предупреждение, прогнозирующее с 9 до 11 часов ухудшение видимости в зоне а/п Саратов до 1000-1500 м, понижение высоты облачности до 100-150 м. Данное штормовое предупреждение в 08:35 передано в Балаково и в 08:39 диспетчером Бариновым передано всем бортам циркулярно, каждый борт по номерам он не вызывал, возвращения в аэропорт вылета или уход на запасной аэродром не потребовал.
    Командир АЭ также не принял никаких мер по возврату всей группы самолетов. Диспетчер МДП а/п Саратов полученное ею штормовое предупреждение прибывающим экипажам не передала.
    В 08:52 Ан-2 №05706 запросил вход в круг у диспетчера СДП а/п Саратов и получил разрешение. В 08:54 на запрос диспетчера СДП о местонахождении экипаж ответил: «Сию подхожу ко второму». В 08:55 диспетчер СДП передал: «На прямую вышел тяжелый борт, повнимательнее». Экипаж ответил: «Мы тяжелый пропустим, за ним зайдем». Никаких команд диспетчер СДП экипажу самолета не дал и в течение 6 минут больше не вызывал его на связь, несмотря на резкое ухудшение погоды в это время (понижение облачности до 130-150 м). Оказавшись в данных условиях, экипаж в нарушение ПВП выполнял полет в нижней кромке разорвано-дождевой облачности, службе движения об этом не доложил, уклонился от схемы захода на посадку с МК=118° и между 08:57 и 09:00 столкнулся с землей. Самолет был обнаружен только через 22 часа (в связи с крайне неблагоприятными погодными условиями – туманом, осадками, темным временем суток) на высоте 287 м над уровнем моря (уровень КТА 150 м) на склоне заросшей мелколесьем и кустарником возвышенности в 4,5 км от КТА с азимутом 260°. Столкновение со склоном произошло с МК=300°. Самолет остановился через 100 м на левом борту. Фюзеляж сгорел от 1 до 15 шпангоута. КВС и 11 взрослых пассажиров погибли в момент удара. Двое детей скончались от переохлаждения. Второй пилот и безбилетный пилот Балаковского ОАО получили тяжелые ранения.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 14 13
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-05706
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 12.12.1973
Заводской номер ВС 1G153-19
Наработка ВС (часы) 3208
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 13657


Сведения о рейсе

Номер рейса 481
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское УГА, Балаковский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Балаково
Пункт назначения Саратов
Начальный пункт маршрута Балаково
Конечный пункт маршрута Саратов


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: развитие аварийной ситуации началось с предполетной подготовки экипажа в а/п Балаково, этому способствовали серьезные недостатки в организации контроля за предполетной подготовкой экипажей и низкий уровень летно-методической работы в 363 ло, серьезные недостатки в работе служб УВД и метеообеспечения Балаковского ОАО.
    В процессе полета по маршруту служба УВД Балаковского ОАО осуществляла пассивное руководство ВС, следовавшими в направлении а/п Саратов, где ожидались сложные метеоусловия. Дальнейшее развитие аварийная ситуация получила в зоне а/п Саратов в результате неправильных действий экипажа, нарушившего ПВП при попадании в СМУ при неудовлетворительном УВД и метеообеспечении со стороны Саратовского ОАО.
    Подготовка экипажа, служб УВД и метеообеспечение обоих аэропортов позволяли благополучно завершить полет. Катастрофа явилась следствием низкой организации и неудовлетворительного обеспечения полетов со стороны командования Балаковского и Саратовского ОАО, КЛС 363 ло, служб УВД и метеообеспечения полетов и произошла в результате низкого качества выполнения полета, отсутствия должного контроля за его подготовкой и выполнением, халатного отношения к своим служебным обязанностям со стороны должностных лиц, осуществлявших УВД и метеообеспечение данного полета.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Непосредственными причинами катастрофы являются:
    1) Грубые нарушения КВС и вторым пилотом ПВП при попадании в СМУ в зоне а/п Саратов.
    2) Серьезные недостатки в УВД, допущенные диспетчерами МДП и СДП Балаковского ОАО и диспетчероами МДП и СДП Саратовского ОАО.
    3) Серьезные недостатки в метеообеспечении полета, допущенные синоптиками АМСГ Балаково и Саратова.
    4) Низкий уровень контроля за подготовкой, организацией и выполнением полета со стороны деж. командира а/п Балаково и командира АЭ.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.