Рейс №481 в Саратов был первым среди шести рейсов по тому же маршруту, выполнявшийся экипажами 363 летного отряда утром 27 октября. КВС Ан-2 №05706 имел метеоминимум 200х3000х16м/с. Метеоминимум командиров остальных экипажей был выше – 150х2000х18м/с.
Метеоконсультацию экипажа провела дежурный синоптик АМСГ, по информации которой в указанном направлении ожидалось: - в первой половине дня – облачность 200-300 м, видимость 2-4 км; - во второй половине дня – понижение облачности до 100-150 м, ухудшение видимости до 1500-2500 м. Прогноз погоды, составленный АМСГ в 06:50 на бланке АВ-10 по маршруту Балаково – Маркс – Саратов с 07:00 до 12:00 гласил: облачность 4-7 баллов кучево-дождевая, разорвано-дождевая 150-250 м, 10 б. средняя, кратковр. дождь, дымка, видимость 2-4 км, в начале срока 1500-2500 м, умеренная болтанка, ветер 140-160° 9-12 м/с порывы 15 м/с. По а/п Саратов с 05:00 до 11:00 – 4-7 баллов сл.-куч., куч-дожд. 200-300 м, высококуч. 4-5 баллов, кратковр. дождь, дымка, вид. 2-4 км, ветер 150-170° 6-9 м/с, умеренная болтанка. Данный прогноз погоды не соответствовал минимуму КВС на трассе. В 07:25 в АМСГ Балаково поступил следующий прогноз по а/п Саратов с 08:00 до 11:00 – 5-8 баллов сл.-куч., куч.-дожд. 300-500 м, высококуч. 5-6 баллов, 2-5 баллов раз.-дожд., 100-150 м, кратковр. дождь, видимость 6-10 км, кратковр. 2-4 км, ветер 150-170° 6-9 м/с, порывы 12 м/с, умеренная болтанка. В результате халатности дежурного синоптика АМСГ данный прогноз в бланк АВ-10 не был вписан и до диспетчеров и экипажей, вылетающих в Саратов, не доведен. Прогноз погоды по пункту посадки являлся нелетным для всех вылетающих экипажей.
В нарушение НПП ГА-71 КВС в 07:55 принял решение, а в 08:07 произвел взлет. На борту находилось 11 взрослых пассажиров, 2 ребенка и безбилетный пассажир - пилот Балаковского ОАО, самовольно взятый на борт экипажем. Безответственные действия командира самолета не были пресечены диспетчером АДП из-за его халатного отношения к своим служебным обязанностям и бесконтрольности за организацией и обеспечением полетов со стороны дежурного командира, командира звена 363 ло. Находившийся в составе одного из вылетающих экипажей к-р АЭ 363 ло, как старшее летное лицо, не принял никаких мер по улучшению подготовки экипажей и организации вылета. Выпуск самолетов диспетчером СДП а/п Балаково произведен с нарушением временных интервалов между самолетами при видимости менее 4 км.
Полет всех самолетов проходил на установленных высотах. По заявлению экипажей, высота облачности была не ниже 500 м, видимость не менее 5 км. В 08:17 было получено штормовое предупреждение, прогнозирующее с 9 до 11 часов ухудшение видимости в зоне а/п Саратов до 1000-1500 м, понижение высоты облачности до 100-150 м. Данное штормовое предупреждение в 08:35 передано в Балаково и в 08:39 диспетчером Бариновым передано всем бортам циркулярно, каждый борт по номерам он не вызывал, возвращения в аэропорт вылета или уход на запасной аэродром не потребовал.
Командир АЭ также не принял никаких мер по возврату всей группы самолетов. Диспетчер МДП а/п Саратов полученное ею штормовое предупреждение прибывающим экипажам не передала.
В 08:52 Ан-2 №05706 запросил вход в круг у диспетчера СДП а/п Саратов и получил разрешение. В 08:54 на запрос диспетчера СДП о местонахождении экипаж ответил: «Сию подхожу ко второму». В 08:55 диспетчер СДП передал: «На прямую вышел тяжелый борт, повнимательнее». Экипаж ответил: «Мы тяжелый пропустим, за ним зайдем». Никаких команд диспетчер СДП экипажу самолета не дал и в течение 6 минут больше не вызывал его на связь, несмотря на резкое ухудшение погоды в это время (понижение облачности до 130-150 м). Оказавшись в данных условиях, экипаж в нарушение ПВП выполнял полет в нижней кромке разорвано-дождевой облачности, службе движения об этом не доложил, уклонился от схемы захода на посадку с МК=118° и между 08:57 и 09:00 столкнулся с землей. Самолет был обнаружен только через 22 часа (в связи с крайне неблагоприятными погодными условиями – туманом, осадками, темным временем суток) на высоте 287 м над уровнем моря (уровень КТА 150 м) на склоне заросшей мелколесьем и кустарником возвышенности в 4,5 км от КТА с азимутом 260°. Столкновение со склоном произошло с МК=300°. Самолет остановился через 100 м на левом борту. Фюзеляж сгорел от 1 до 15 шпангоута. КВС и 11 взрослых пассажиров погибли в момент удара. Двое детей скончались от переохлаждения. Второй пилот и безбилетный пилот Балаковского ОАО получили тяжелые ранения.
|