Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Красноярского УГА в Саянских горах
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 ноября 1982 г.
Время:  12:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тувинская АССР, хребет Таскыл, 76 км севернее а/п Кызыл
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-50547
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Тувинский ОАО
 


Описание
    В 07:00 мск в а/п Кызыл поступила заявка отделения санавиации Республиканской больницы на выполнение срочного санзадания для доставки в Тоора-Хем бригады врачей из 6 человек, двух инвалидов 1-й группы с сопровождающими их двумя родственниками с двумя детьми (4 мес. и 5 лет). Получив задание, экипаж 132 летного отряда выполнил расчеты и прошел метеоконсультацию для следования по МВЛ Кызыл - Кара-Ханк – Сушь – Туран – Хут - Сыстиг-Хем – Тоора-Хем.
    Прогноз погоды по маршруту с 07:30 до 10:30 предусматривал: - зона теплого фронта, видимость 2000 м, мокрый снег, облачность 7 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая, 300 м от верхней точки рельефа, 4 балла разорвано-дождевая ниже 100 м от высшей точки рельефа, 10 баллов средняя, верхняя. В облаках, осадках – умеренное обледенение, умеренная болтанка, горы частично закрыты осадками и облаками. Ветер 270° 40 км/ч на высоте 2000 м, 50 км/ч на высоте 3000 м.
    Имея нелетный прогноз, с согласия дежурного командира, на основании п. 10.5.6 НПП ГА-78 и «Инструкции по организации и выполнению полетов для оказания мед. помощи населению» КВС принял решение на вылет с разведкой погоды.
    Взлет произведен в 08:21 мск (12:21 мест. вр.). Проходивший тренировку по программе подготовки летного состава второй пилот занимал левое сиденье, КВС – правое сиденье. В 08:31 КВС доложил пролет ИПМ Кара-Хаак. В 08:43 КВС доложил о занятии безопасной высоты 2300 м и получил согласие диспетчера МДП следовать на этой высоте, а в 08:45 передал погоду района н/п Усть-Уюк (2 балла слоисто-кучевой, 700-800 м, первый перевал открыт, видимость более 10 км, спокойно). Передачу погоды КВС закончил словами: «Пройду дальше – подскажу погоду второго перевала».
    В дальнейшем он самовольно, без доклада диспетчеру, не набрав безопасной высоты (2650 м при истинной высоте 300 м для полетов по срочным санзаданиям), изменил маршрут полета на более короткий - через н/п Сейба.
    На этом участке экипаж Ан-2 №09673, вылетевший из Тоджи в Кызыл в 07:33, наблюдал снежные заряды. Диспетчер МДП а/п Кызыл, не получив докладов экипажа о пролете пунктов обязательного донесения, принял меры по установке радиосвязи, а когда они не увенчались успехом, доложил о потере связи руководителю полетов. В 09:30 объявлена тревога. Поиски с воздуха и наземными группами затянулись на 5 дней вследствие сложных метеоусловий и рельефа.
    Самолет обнаружен 6 ноября полностью разрушенным на скалистом обрывистом склоне хребта с уклоном 60-70° у его вершины в абсолютном превышении 2330 м, в районе отметки 2466 м (г. Демир-Сал), в 76 км севернее КТА Кызыл. Обломки были разбросаны в радиусе 30 м. Все находившиеся на борту погибли. Катастрофа произошла около 08:50. Установить, кто непосредственно пилотировал самолет в момент АП, не представилось возможным.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 12 12
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-50547
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.12.1967
Заводской номер ВС 1G89-24
Наработка ВС (часы) 13890
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К16190227


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Тувинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кызыл
Пункт назначения Тоора-Хем
Начальный пункт маршрута Кызыл
Конечный пункт маршрута Тоора-Хем


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: метеоусловия по маршруту полета обуславливались прохождением теплого фронта и связанными с ним очагами облаков кучево-дождевых форм и осадков в виде снега. Экипаж выполнял полет по спрямленному маршруту на высоте ниже безопасной, а при попадании в условия, исключающие возможность следования по ПВП, не принял своевременных мер по выходу из них. Столкновение самолета с горой произошло в условиях 10-ти бальной средней облачности и снежного заряда, ограничивающего контрастность и видимость ориентиров на заснеженной безлесной местности.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной ЛП является недисциплинированность КВС, выразившаяся в нарушении требований НПП ГА-78 – выполнения полета по спрямленному маршруту на высоте ниже безопасной и непринятия мер по своевременному выходу из усложненных условий видимости.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.