Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в Челкарском р-не Актюбинской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 сентября 1982 г.
Время:  21:38
Страна:  СССР
Место происшествия:  Актюбинская область, Челкарский район, близ а/д Газокомпрессорной станции №11
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-29310
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Актюбинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 153 летного отряда вылетел в а/п Челкар для выполнения полетов по обслуживанию газокомпрессорных станций №10,11 и 12 и выполнял эти полеты 14 и 15 сентября. 16 сентября экипаж выполнил один полет на ГКС-11 по доставке груза продуктов и произвел посадку в 13:15 мск, передав в Актюбинск, что остается на ночевку, на что получил разрешение. Затем экипаж совместно с работниками совхоза и ГКС-11 организовал распитие спиртных напитков. Около 17:45 мск (19:45 мест.вр.) экипаж самовольно, в состоянии опьянения, без задания, радиосвязи, прогноза погоды и диспетчерского разрешения произвел взлет с а/д МВЛ ГКС-11 для следования на а/д ГКС-12, расположенный на расстоянии 100 км. Полет выполнялся по договоренности с местными жителями совхоза и поселка ГКС-11 с целью доставки жениха и невесты с ГКС-12 на ГКС-11, где планировалась свадьба. На борт были взяты двое посторонних лиц. Посадка на ГКС-12 произведена в 18:20, после захода солнца. Через 37 минут экипаж, взяв еще трех пассажиров (жениха, невесту и сваху), произвел взлет в ночных условиях для возврата на ГКС-11. Полет выполнялся на высоте 100-150 м. Находившийся на а/д ГКС-11 экипаж Ан-2 №02820 пытался связаться с КВС при его подлете к ГКС-11 по радиосвязи, организовал освещение ВПП фарами автомашин и мотоциклов, но положительных результатов это не дало. В процессе выполнения разворота для захода на посадку на недопустимо малой высоте (100 м) экипаж потерял контакт с наземными ориентирами и огнями автомашин на полосе. С целью более энергичного доворота были увеличены крен и угловая скорость вращения. При этом положение самолета по приборам не контролировалось. Это привело к возникновению внутреннего скольжения, для предотвращения которого требовалось уменьшить крен и увеличить режим работы двигателя. Правый разворот усугубил опускание носа. Увидев на развороте с большим креном приближение земли, экипаж, вероятно, отклонением внешней педали и элеронов на вывод уменьшил угловую скорость и угол тангажа, но из-за малой высоты предотвратить скольжение и столкновение самолета с землей не смог. Состояние алкогольного опьянения способствовало притуплению распределения внимания при пилотировании. Самолет, находясь в глубоком вираже со снижением, на скорости около 200 км/ч, с правым креном 60°, с небольшим отрицательным углом тангажа, ударился о землю правой полукоробкой крыла и силовой установкой. Все 7 человек при ударе были выброшены из самолета на расстояние от 100 до 136 м и погибли. Фюзеляж разрушился по 11 шпангоут. Разброс обломков составил 165х40 м. Катастрофа произошла в 19:38 мск (21:38 мест. вр) в степной равнинной местности в 3,5 км от КТА с азимутом 60° (47°10’ СШ, 59°07’ ВД) через 1 час 21 минуту после захода солнца.
    Прогноз погоды по а/д ГКС-11: облачность 7-10 баллов, слоисто-дождевая, 400-500 м, дождь, дымка, видимость 4-6 км, ветер западный 10-12 м/с. Фактическая погода в момент АП: облачность 7-10 баллов, слоисто-дождевая, 500-600 м, слабый дождь, видимость более 10 км, ветер 270° 10-12 м/с.
    Аэродром ГКС-11 расположен в 410 км южнее а/д Актюбинск.
    Экипаж был сформирован поспешно, 13 сентября, накануне перелета в Челкар, без учета морально-деловых качеств и психологической совместимости. Допуска к полетам ночью у экипажа не было.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 5 5
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-29310
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.11.1968
Заводской номер ВС 1G76-44
Наработка ВС (часы) 11742
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 15038193


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Актюбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета КС-12
Пункт назначения КС-11
Начальный пункт маршрута КС-12
Конечный пункт маршрута КС-11


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной ЧП является грубая недисциплинированность экипажа, выразившаяся в самовольном выполнении полета в ночное время в состоянии алкогольного опьянения.
    Сопутствующими причинами являются неудовлетворительная политико-воспитательная работа и низкая организация полетов в 153 ло.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.