Экипаж 153 летного отряда вылетел в а/п Челкар для выполнения полетов по обслуживанию газокомпрессорных станций №10,11 и 12 и выполнял эти полеты 14 и 15 сентября. 16 сентября экипаж выполнил один полет на ГКС-11 по доставке груза продуктов и произвел посадку в 13:15 мск, передав в Актюбинск, что остается на ночевку, на что получил разрешение. Затем экипаж совместно с работниками совхоза и ГКС-11 организовал распитие спиртных напитков. Около 17:45 мск (19:45 мест.вр.) экипаж самовольно, в состоянии опьянения, без задания, радиосвязи, прогноза погоды и диспетчерского разрешения произвел взлет с а/д МВЛ ГКС-11 для следования на а/д ГКС-12, расположенный на расстоянии 100 км. Полет выполнялся по договоренности с местными жителями совхоза и поселка ГКС-11 с целью доставки жениха и невесты с ГКС-12 на ГКС-11, где планировалась свадьба. На борт были взяты двое посторонних лиц. Посадка на ГКС-12 произведена в 18:20, после захода солнца. Через 37 минут экипаж, взяв еще трех пассажиров (жениха, невесту и сваху), произвел взлет в ночных условиях для возврата на ГКС-11. Полет выполнялся на высоте 100-150 м. Находившийся на а/д ГКС-11 экипаж Ан-2 №02820 пытался связаться с КВС при его подлете к ГКС-11 по радиосвязи, организовал освещение ВПП фарами автомашин и мотоциклов, но положительных результатов это не дало. В процессе выполнения разворота для захода на посадку на недопустимо малой высоте (100 м) экипаж потерял контакт с наземными ориентирами и огнями автомашин на полосе. С целью более энергичного доворота были увеличены крен и угловая скорость вращения. При этом положение самолета по приборам не контролировалось. Это привело к возникновению внутреннего скольжения, для предотвращения которого требовалось уменьшить крен и увеличить режим работы двигателя. Правый разворот усугубил опускание носа. Увидев на развороте с большим креном приближение земли, экипаж, вероятно, отклонением внешней педали и элеронов на вывод уменьшил угловую скорость и угол тангажа, но из-за малой высоты предотвратить скольжение и столкновение самолета с землей не смог. Состояние алкогольного опьянения способствовало притуплению распределения внимания при пилотировании. Самолет, находясь в глубоком вираже со снижением, на скорости около 200 км/ч, с правым креном 60°, с небольшим отрицательным углом тангажа, ударился о землю правой полукоробкой крыла и силовой установкой. Все 7 человек при ударе были выброшены из самолета на расстояние от 100 до 136 м и погибли. Фюзеляж разрушился по 11 шпангоут. Разброс обломков составил 165х40 м. Катастрофа произошла в 19:38 мск (21:38 мест. вр) в степной равнинной местности в 3,5 км от КТА с азимутом 60° (47°10’ СШ, 59°07’ ВД) через 1 час 21 минуту после захода солнца.
Прогноз погоды по а/д ГКС-11: облачность 7-10 баллов, слоисто-дождевая, 400-500 м, дождь, дымка, видимость 4-6 км, ветер западный 10-12 м/с. Фактическая погода в момент АП: облачность 7-10 баллов, слоисто-дождевая, 500-600 м, слабый дождь, видимость более 10 км, ветер 270° 10-12 м/с.
Аэродром ГКС-11 расположен в 410 км южнее а/д Актюбинск.
Экипаж был сформирован поспешно, 13 сентября, накануне перелета в Челкар, без учета морально-деловых качеств и психологической совместимости. Допуска к полетам ночью у экипажа не было.
|