Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2Р а/к Valor Air в Аксыйском районе Джалал-Абадской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 мая 2013 г.
Время:  10:02
Страна:  Киргизия
Место происшествия:  Джалал-Абадская область, Аксыйский район, 2,5 км северо-западнее села Жыл-Кол
Тип ВС:  Ан-2Р
Регистрация ВС:  EX-02015
Авиакомпания:  Valor Air
 


Описание
    Экипаж выполняя АХР по обработке территорий от саранчи по заявке «Заказчика» - Департамента химизации и защиты растений Кыргызской Республики.
    Обрабатываемый участок представлял собой ложбину шириной от 120 до 140 м, с высотой холмов около 30…40 м, протяженностью порядка 5 км, имеющую незначительный изгиб вправо по полету. Обработка участка производилась с МК = 135…145°, в сторону понижения гор. В середине участка ложбину пересекает высоковольтная ЛЭП. В соответствии с методикой «Заказчика», при обработке холмов и склонов гор сначала производится опрыскивание их нижней части с целью отсечения саранчи от долинных участков, где находятся посевы, а затем, поэтапно, обрабатываются средние и верхние участки склонов. Накануне дня АП экипаж полностью обработал левую сторону ложбины, выполнив 3 гона по методике «Заказчика». 24.05.2013 экипаж должен был закончить обработку правого склона ложбины и продолжить работы на следующем участке, определенном «Заказчиком».
    Взлет произведен в 09:30 местного времени. На борту находились два члена экипажа (КВС-инструктор и КВС-стажер) и специалист департамента сельского хозяйства Аксыйского района (представитель «Заказчика»). Экипаж выполнил два гона в сторону понижения склона гор. При выполнении третьего в данный летный день гона для обработки верхней части склона холма, на высоте около 15 м произошло столкновение самолета с проводами высоковольтной ЛЭП, расположенной поперек обрабатываемого участка, с последующей потерей управления ВС и столкновением с землей на безлесной пересеченной местности на высоте 559 м. Самолет разрушился и частично сгорел. Катастрофа произошла в 10:02.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2013/report_ex-02015.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Р
Регистрационный номер (id) ВС EX-02015
Государство регистрации ВС Киргизия
Дата выпуска ВС 18.01.1974
Заводской номер ВС 1G153-56
Наработка ВС (часы) 10995
Наработка ВС (циклы) 34201
Силовая установка К15287109


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Valor Air
Государство регистрации авиакомпании Киргизия
Пункт вылета Таш-Кумыр
Пункт назначения Таш-Кумыр
Начальный пункт маршрута Таш-Кумыр
Конечный пункт маршрута Таш-Кумыр


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     При подлете к ЛЭП участок ложбины имеет незначительный (до 10°) изгиб вправо. Экипаж данный факт не учел, своевременно не выполнил доворот и оказался над центром ложбины. Для исправления допущенного уклонения от линии заданного пути, экипаж на высоте порядка 13…14 м приступил к довороту вправо. В процессе доворота экипаж упустил контроль за препятствиями на рабочем участке и на высоте полета около 14 м, при нахождении самолета практически над средней частью ложбины, произошло столкновение с проводами ЛЭП, находившимися на высоте около 15 м над землей. Самолет в этот момент находился в правом развороте с креном порядка 17° с МК=138°. Столкновение произошло сначала законцовкой левой верхней плоскости, затем левой половиной стабилизатора и килем (их фрагменты обнаружены в непосредственной близости от места столкновения), после чего самолет потерял управляемость и с углом наклона траектории около 15° столкнулся с землей с МК=127° на удалении 90 м от ЛЭП. После падения самолет с левым скольжением переместился вперед на 20 м, развернувшись вправо на 61°.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия явилось столкновение самолета Ан-2С/Х с проводами высоковольтной ЛЭП при выполнении экипажем авиационно-химических работ в горной местности.
    Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:
    - нарушением экипажем воздушного судна «Инструкции по взаимодействию и технологии работы при выполнении АХР на самолете Ан-2», выразившемся в отвлечении внимания от контроля за наличием препятствий на рабочем участке в процессе гона. Отсутствию необходимого взаимодействия в экипаже могло способствовать нарушение КВС-инструктором методики ввода в строй КВС-стажера;
    - невыполнением экипажем установленной Руководством по АХР на самолете Ан-2 методики по порядку осуществления доворотов самолета при обработке извилистых участков: доворот выполнялся с большим, чем установлено Руководством по АХР, креном и на меньшей высоте;
    - отсутствием в Руководстве по АХР на самолете Ан-2 четких рекомендаций по порядку определения рубежа набора высоты перед препятствиями в горной местности, где может не быть характерных ориентиров и нет возможности выставить сигнальные знаки перед препятствиями.
    Столкновению воздушного судна с высоковольтной ЛЭП могло способствовать расположение солнца с курсовым углом около 0° относительно направления полета, что затрудняло экипажу видимость малоконтрастных проводов, а также отсутствие на воздушных линиях электропередачи дневной маркировки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.