Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Украинского УГА в а/п Херсон
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 августа 1972 г.
Время:  18:06
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Херсон
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-01526
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Херсонский ОАО
Рейс:  Д-44
 


Описание
    Экипаж 97 летного отряда выполнял рейс Д-44. Взлет в а/п Новоалексеевка произведен в 17:40. На борту находилось 11 взрослых пассажиров и 6 детей (3РМ и 3РБ). До рубежа входа в зону аэропорта Херсон полет выполнялся без отклонений. Экипаж прошел траверз н/п Голая Пристань и вышел на связь с диспетчером СДП, получив от него условия посадки. В 18:05 экипаж запросил разрешение рассчитывать посадку на ГВПП №2 с курсом 42°. Диспетчер разрешил посадку, предупредив экипаж о полетах вертолетов Ми-6 в/ч 19160. Когда Ан-2 находился на удалении 550-600 м от начала ГВПП №2, на металлическую ВПП, расположенную параллельно ГВПП №2 в 140 м правее нее, произвел посадку вертолет ВВС Ми-6. Расстояние до него от Ан-2 по оси полета составляло 1150 – 1200 м, а боковое удаление (по траверзу) – 140 м, интервал времени – около 47 секунд. На предпосадочном планировании на высоте 20-30 м самолет резко накренился вправо (до 70°), затем влево, после чего снова вправо до 90°, потерял управляемость и столкнулся с землей правой полукоробкой в 400 м от торца, затем перешел на нос, разрушился и загорелся, остановившись с МК=291°. Пожар ликвидирован пожарными машинами через 1,5-2 минуты. 12 пассажиров и 2 члена экипажа погибли. 3 взрослых пассажира тяжело ранены, 2 пассажира (в том числе РМ) – невредимы. Фюзеляж от 1 по 11 шпангоут полностью сгорел, с 11 по 15 шп. – обгорел и частично деформирован, от 15 шпангоута – без повреждений. Катастрофа произошла в 18:06
    Фактическая погода а/п Херсон в момент происшествия – облачность 10/7 баллов, кучево-дождевая, высотой 1 200 м, средняя, гроза на северо-востоке, видимость 10 км, ветер 100° 5 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 17 12
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01526
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 16.03.1967
Заводской номер ВС 1G80-20
Наработка ВС (часы) 5037
Наработка ВС (циклы) 12956
Силовая установка К 1508926


Сведения о рейсе

Номер рейса Д-44
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Херсонский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новоалексеевка
Пункт назначения Херсон
Начальный пункт маршрута Новоалексеевка
Конечный пункт маршрута Херсон


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При расследовании установлено:
    1) Минимальный интервал времени (45 сек.), установленный НПП ГА-71 и ИПП а/п Херсон не обеспечивает безопасности полетов при попадании легкомоторных самолетов (вертолетов) в спутную струю от турбовинтовых самолетов и вертолетов 1-2 класса.
    2) Несоответствие в установлении высоты пролета вертолетов над авиатехникой, стоящей на земле, в документах ВВС и МГА (ВВС – 25 м, МГА – два диаметра несущих винтов, для Ми-6 – 72 м). Практически, при пролете Ми-6 на высоте 25 м авиатехника на земле разрушается, что может привести к ее отказу в воздухе (имели место случаи поломки несущих винтов Ка-26 и рулей самолетов).
    3) Тяжесть АП усугубило то, что часть пассажиров была не пристегнута, при посадке в самолет ни билеты, ни документы не проверялись. В результате на борту оказалось два лишних пассажира (ребенка). Один пассажир был без билета.
    4) Рекомендации по временным и линейным интервалам при заходе на посадку легкомоторных самолетов и вертолетов за ВС с газотурбинными двигателями отсутствуют.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является попадание Ан-2 в спутную струю Ми-6, заходившего на посадку впереди. Это подтверждается:
    - поведением самолета перед моментом катастрофы;
    - показаниями экипажа Ан-2 №98232, который выполнял посадку через 4 минуты после АП и подвергся действию спутной струи того же вертолета;
    - объяснением ст. диспетчера ЦДА, который, работая пилотом Херсонского ОАО, неоднократно подвергался воздействию спутной струи от Ми-6, а в данном конкретном случае был очевидцем катастрофы.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.