Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24Б Латвийского УГА в Лиепае
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 декабря 1967 г.
Время:  08:36
Страна:  СССР
Место происшествия:  Латвийская ССР, близ Лиепаи
Тип ВС:  Ан-24Б
Регистрация ВС:  СССР-46215
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Латвийское УГА, Рижский ОАО
Рейс:  Л-51
 


Описание
    Экипаж 106 летного отряда выполнял полет с 42-я взрослыми пассажирами и 4-мя детьми на борту. Погода на маршруте и по пункту посадки отвечала требованиям безопасности полета – облачность 10-10 баллов, кучево-дождевая высотой 540 м, видимость 10 км, давление 752 мм рт.ст. Установив связь с диспетчером, экипаж доложил расчетное время прибытия и получил условия подхода и захода на посадку с МК=248°. Затем экипаж подтвердил сообщение диспетчера о пролете ДПРМ, но на вопрос видит ли экипаж полосу, ответа не было, и на дальнейшие вызовы экипаж не отвечал. При пролете ДПРМ на высоте 300 м на борту создалась аварийная ситуация, приведшая к резкому вертикальному снижению, в результате чего самолет в 1 800 м после пролета ДПРМ и в 250 м левее огней подхода первоначально соприкоснулся с землей с МК=233° и углом тангажа 0° нижней частью фюзеляжа с убранными шасси. На заснеженном поле остался след от касания фюзеляжем длиной 22 м, а также след от касания лопастями левого винта. В 70 м от места первого касания земли обнаружена оторванная левая створка передней опоры шасси. Отделившись, самолет пролетел 140 м и ударился правой плоскостью крыла о столб телефонной линии. В результате часть правой плоскости длиной 3 м вместе с частью элерона оторвалась и была обнаружена в 74 м от места удара о столб. Пролетев еще 1 270 м с разворотом вправо, неуправляемый самолет с правым креном 48° ударился о землю и полностью разрушился. Разброс обломков составил 210 м. Пожара не возникло. Второе столкновение с землей произошло в 1 410 м от места первого касания, в 210 м от БПРМ в сторону торца ВПП практически на линии посадки. 3 члена экипажа и 40 пассажиров погибли, 4 пассажира и два члена экипажа (КВС и штурман) тяжело ранены, 2 пассажира легко ранены. Катастрофа произошла в 08:36 (ночью). На стрелках полностью сохранившихся приборов зафиксированы следующие показания: РТМС (мгновенный расход топлива) – 0 левого двигателя и 325 кг/ч правого двигателя, ИТЭ-2 (указатель оборотов) – 4% левого двигателя и 107% правого двигателя, генераторы СТГ-18ТМ и ГО-16 левого двигателя были выключены на электрощитке. Лопасти ВВ левого двигателя находись во флюгерном положении. После пролета ДПРМ вертикальная скорость снижения достигала 18 м/с. По показаниям КВС, после доклада штурмана о пролете ДПРМ на высоте 300 м, он принял решение об уходе на второй круг (установленная высота пролета ДПРМ – 200 м). КВС взялся за секторы газа (РУД). В этот момент начал быстро развиваться правый крен.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 3
Пассажиры 46 40
На земле   0
Всего погибших 43


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-46215
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.11.1966
Заводской номер ВС 67302909
Наработка ВС (часы) 1934
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н4512040 Н4522097


Сведения о рейсе

Номер рейса Л-51
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Латвийское УГА, Рижский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Рига
Пункт назначения Лиепая
Начальный пункт маршрута Рига
Конечный пункт маршрута Лиепая


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия наиболее вероятной причиной ЛП назвала отказ левой СУ с возникновением на винте отрицательной тяги после пролета ДПРМ и безуспешные действия экипажа при этом.
    Представители МАП в особом мнении сделали следующее заключение: Самолет выведен на ДПРМ на высоте 300 м при Vпр=300 км/ч вместо H=200 м и Vпр=220 км/ч согласно схемы захода на посадку и РЛЭ самолета Ан-24. В создавшейся ситуации правильным решением был бы уход на второй круг.
    После расчетов и летных испытаний, выполненных ЦАГИ, ЛИИ и ГОС НИИГА, комиссия МАП заключила, что причины резкой потери высоты и касания земли между ДПРМ и БПРМ могли быть следующими:
    1) Уборка КВС РУД за проходную защелку для уменьшения скорости и входа в глиссаду;
    2) Уборка шасси и закрылков для ухода на второй круг без предварительного увеличения режима работы двигателей и запоздалое вмешательство в продольное управление самолетом.
    Повреждение трех лопастей воздушного винта при первом касании земли вызвало сильную тряску левой СУ и воздушный винт был зафлюгирован экипажем.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.