Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Чрезвычайное происшествие с Ан-2 Узбекского УГА в Кашкадарьинской обл. УзССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 сентября 1976 г.
Время:  19:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Кашкадарьинская область, Чиракчинский район, 90 км северо-восточнее а/п Карши
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-05876
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Каршинская ОАЭ
 


Описание
    Самолет Ан-2 №05876 стоял 04.09. в плане для вылета на оперативную точку АХР. КВС и второй пилот прибыли в аэропорт для вылета. Однако, вследствие неявки авиатехника Соловьева В.С. (здесь и далее все фамилии изменены) на работу, вылет не состоялся. Причина неявки Соловьева руководством АТБ Каршинской ОАЭ выяснена не была.
    Авиатехник Соловьев и авиамеханик Чеботарев С.Е. в течение дня неоднократно употребляли спиртные напитки в городе и общежитии аэропорта. Находясь в алкогольном опьянении, они направились в аэропорт. По пути следования они встретили авиатехника АиРЭО Хомякова, которому высказали свои намерения вылететь на самолете в Самарканд «сбивать минареты» и заявили, что «о нас завтра еще услышите». Хомяков эти разговоры всерьез не принял.
    Прибыв в аэропорт около 16:30, Соловьев и Чеботарев прошли на стоянку самолетов. Соловьев подготовил Ан-2 №05876 к вылету, запустил двигатель. Затем в самолет зашел авиамеханик Чеботарев, после чего самолет вырулил с МС на РД между стоянками самолетов, далее по грунту на ИВПП, закрытую для полетов из-за ремонта. С северного конца ИВПП самолет прорулил до РД №2, в створе которой перерулил на ГВПП и в 16:55 мск (18:55 мест. времени) взлетел с курсом 160°. После взлета самолет с левым разворотом пролетел в северо-западном направлении и выполнял полет в течение 35 минут.
    Самолет был обнаружен в 90 км от а/п Карши с азимутом 40° в Чиракчинском р-не Кашкадарьинской обл. в предгорьях Зерафшанского хребта (39°25’ СШ, 66°44’ ВД) в горном ущелье на абсолютной высоте 1000 м над уровнем моря. В результате столкновения со склоном горы и взрыва самолет полностью сгорел. На противоположном склоне ущелья на удалении 100 м с превышением 30 м над местом падения имеются следы от касания основных колес длиной 10 м. На дне ущелья самолет столкнулся с деревьями и под углом 40-50° к своей продольной оси врезался в склон этого ущелья. Авиамеханик Чеботарев был выброшен из самолета и получил тяжелые ожоги и травмы. Обгоревший труп авиатехника Соловьева находился около двигателя. На месте падения возник пожар на площади 1000 кв.м. В районе падения свидетели наблюдали необычные эволюции самолета.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП незаконное вмешательство в деятельность авиации
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-05876
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 14.03.1962
Заводской номер ВС 1G17-07
Наработка ВС (часы) 7187
Наработка ВС (циклы) 23740
Силовая установка К 14226118


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Каршинская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Карши
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Карши
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание предшествующих событий     В момент угона самолет находился под ответственностью инженера смены АТБ Кабанова Р.Н. Начальник караула ВОХР передал все самолеты на стоянках Кабанову, который не имел соответствующего допуска и приказом командира ОАЭ не был допущен к приему-передаче ВС, которая была оформлена до начала рабочего времени, к ней допускались приказом командира одни лица, а практически осуществляли другие лица. Списки этих лиц в ВОХР не выдавались. В данный день допуск на прием оформлялся на авиатехника Павлова, которому по прибытии на работу Кабанов самолеты не передал. В момент прихода Соловьева и Чеботарева, Кабанов и Павлов обслуживали самолет, находившийся на стоянке в 30 м от Ан-2 №05876. Соловьев самовольно приступил к подготовке самолета к вылету, не приняв его от дежурного по стоянкам. Он был открыт ключами, которые оставались у Соловьева с 03.09., т.к. их учет и выдача в АТБ не налажены. Кабанов не поинтересовался, почему Соловьев пришел на работу в конце рабочего дня, и не принял мер к отправке Чеботарева, который будучи выходным, пришел на стоянки в нетрезвом виде. На выруливающем самолете никто внимания не акцентировал, т.к. все занимались своими делами.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: Развитие ЧП происходило вследствие факторов, определивших исход данного события:
    - преступно-хулиганских намерений Соловьева и Чеботарева; - нарушения порядка приема-передачи и охраны самолетов ВОХР и АТБ Каршинской ОАЭ;
    - бесконтрольности в АТБ за получением и сдачей ключей от самолетов;
    - отсутствия должной бдительности среди личного состава;
    - низкого уровня воспитательной работы среди личного состава, особенно наземных служб.
    Заключение: основной причиной ЧП являются преступно-хулиганские действия авиатехника Соловьева В.С. и Чеботарева С.Е., выразившиеся в самовольном вылете в нетрезвом состоянии за 9 минут до захода солнца.
    Способствующие причины:
    1) существенные недостатки в вопросах приема-передачи и охраны самолетов в Каршинской ОАЭ.
    2) недостаточная политико-воспитательная и культурно-массовая работа в предприятии.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.