Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Армянского УГА близ села Базарчай
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 июля 1976 г.
Время:  18:13
Страна:  СССР
Место происшествия:  Армянская ССР, Сисианский район, г. Кысырдаг, 8 км северо-западнее села Базарчай
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-02518
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Армянское УГА, Ереванский ОАО
Рейс:  Е-133
 


Описание
    Экипаж 113 летного отряда выполнял рейс Е-133. Пассажиры и коммерческая загрузка на борту отсутствовали. Взлет в а/п Сисиан произведен в 17:00 мск (18:00 мест.вр.). Прогноз погоды по трассе соответствовал установленному минимуму. Решение на взлет было принято экипажем обоснованно. Во время полета на эшелоне 2 700 м, встретив в районе п/п Спандарян погоду ниже установленного минимума для данной трассы по ПВП, вместо решения о возврате в Сисиан, в нарушение требований ИПП на МВЛ АУГА и НПП ГА-71, экипаж вошел в облачность и продолжал полет в горной местности на высоте ниже безопасной.
    Выполняя полет вне видимости земных ориентиров, экипаж не имел возможности определить путевую скорость полета и вел счисление пройденного пути по приборной скорости 185 км/ч. Ведя расчеты по данной приборной скорости, экипаж рассчитал, что после входа в облачность ему до пролета н/п Базарчай необходимо следовать около 5 минут (над Базарчаем был предусмотрен разворот влево на 20° для следования по следующему маршруту), в то время как при фактической путевой скорости 253 км/ч требовалось всего 3 минуты. В результате экипаж пролет н/п Базарчай не определил и, не выполнив разворота на следующий курс следования, продолжал полет с МК=305° в течение 1 минуты 50 сек на протяжении 7,8 км, уклонившись от трассы вправо на 2,5 км в сторону повышающегося рельефа местности - горы Кысырдаг высотой 2 987 м. В 17:13 мск самолет с МК=305° столкнулся с восточным склоном горы Кысырдаг в районе перевала Качбек. Первое касание произошло стойками шасси на отметке 2 730 м. Через 67 м, на отметке 2 750 м, самолет столкнулся с грудой больших камней высотой 1,5-2 м, скапотировал и полностью разрушился.
    Фактическая погода на перевале Качбек- за 17:00 – облачность 9-8 баллов слоисто-кучевая 580 м по ИВО, средняя, видимость 10 км, ветер 8 м/с, перевал открыт; за 18:00 – облачность 9/9 баллов слоисто-кучевая 380 м по ИВО, видимость 10 км, ветер 8 м/с, перевал закрыт. Таким образом, в течение часа погода на перевале ухудшилась. Погодные условия на перевале Качбек характерны резкими изменениями в течение дня, особенно при наличии восточного ветра. Сам перевал может быть открыт, в то время как вершины гор слева и справа будут закрыты до уровня 2500-2600 м, что и было в момент происшествия. Вершина горы Кысырдаг, расположенная всего в 3 км от оси трассы, была закрыта до высоты 2 600 м. На участке Спандарян – пер. Качбек высота облачности была ниже установленного минимума для ПВП по данной трассе. Ошибке экипажа в определении своего местоположения способствовал неоправдавшийся прогноз по ветру – вместо 170° 40 км/ч - 120°±5° 36-40 км/ч.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-02518
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.10.1970
Заводской номер ВС 1G119-61
Наработка ВС (часы) 3849
Наработка ВС (циклы) 6728
Силовая установка К1531407


Сведения о рейсе

Номер рейса Е-133
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Армянское УГА, Ереванский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сисиан
Пункт назначения Ереван (Эребуни)
Начальный пункт маршрута Сисиан
Конечный пункт маршрута Ереван (Эребуни)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы является выполнение полета в облаках на высоте ниже безопасной, что привело к уклонению самолета от трассы и столкновению со склоном горы. Это произошло вследствие грубого нарушения экипажем дисциплины, выразившееся в невыполнении ими требований ИПП на МВЛ АУГА и НПП ГА-71 в части соблюдения ПВП.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.