Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Западно-Сибирского УГА близ Прохоркино, Томская область
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 марта 1981 г.
Время:  16:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Томская область, Александровский район, 20 км северо-западнее Прохоркино
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-35182
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Стрежевской ОАО
Рейс:  9720
 


Описание
    Экипаж 244 летного отряда выполнял рейс №9720 по маршруту Прохоркино – Новоникольское – Назино – Александровское. По маршруту прогнозировалась следующая погода – облачность 10 баллов, верхняя, средняя 2-5 балов, разорвано-дождевая 300-500 м, снег, дымка, видимость 6-10 км, кратковременные ухудшения до 3-5 км.
    Взлет в Прохоркино произведен в 12:34 мск (16:34 мест. вр.). После взлета и набора высоты экипаж следовал курсом 330° на Новоникольское. Через 8 минут полета самолет потерпел катастрофу на замерзшем озере с толщиной льда 60-70 см в 20 км от н/п Прохоркино с азимутом 320° (59°41’ СШ, 79°17’ ВД). Все находившиеся на борту погибли. Фюзеляж разрушился до 12 шпангоута.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35182
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.02.1970
Заводской номер ВС 1G114-06
Наработка ВС (часы) 8342
Наработка ВС (циклы) 10717
Силовая установка К 16190219


Сведения о рейсе

Номер рейса 9720
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Стрежевской ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Прохоркино
Пункт назначения Новоникольское
Начальный пункт маршрута Прохоркино
Конечный пункт маршрута Александровское


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: причину катастрофы установить не представилось возможным. Можно предположить, что самолет с высоты 110-120 м резко перешел на снижение с левым разворотом и при левом крене около 80° с углом тангажа до 20° на пикирование столкнулся с поверхностью озера с МК=80°. Разрушенный самолет остановился на льду в 120 м от места первого касания, с МК=270°.
    Подготовка и опыт КВС позволяли выполнить полет, за исключением случая стечения обстоятельств, с которыми он мог не справиться.
    Рассмотрев около 20 вероятных причин катастрофы, комиссия не смогла полностью исключить две из них:
    1) При полете над безориентирной, заснеженной местностью, при входе в зону снегопада и при наличии поземка, у экипажа могла возникнуть необходимость пилотирования самолета по авиагоризонтам, которые в этот момент выдавали неправильные показания – кабрирование и правый крен. Несоответствие показаний авиагоризонтов положению самолета экипаж, выполнявший визуальный полет, своевременно мог не обнаружить. Приняв показания авиагоризонтов за достоверные, экипаж ввел самолет в крутую левую нисходящую спираль. Из-за дефицита высоты и времени определить свое положение и избежать столкновения с землей экипаж не смог.
    2) Учитывая скоротечность развития катастрофической ситуации, а также по характеру падения, можно предположить, что сваливание самолета произошло из-за воздействия внешнего возмущенного потока, которым может быть спутная струя от тяжелого ВС, пролетавшего на малой высоте в этом районе.
    По заключению ГосНИИ ГА, при столкновении с землей авиагоризонты АГК-47Б выдавали угол крена 45±2° (правый), угол тангажа 35-38° на кабрирование, что не соответствовало фактическому положению самолета.
    По анализу фактических данных, видимость в районе АП снижалась до 3 км в снежных зарядах при наличии поземка, высота облачности была не менее 300 м. Минимум экипажа по ПВП – 200х3000м.
    Ближайшее ВС МГА, вертолет Ми-8, находилось в момент АП на расстоянии 17 км от места происшествия. Данными о полетах тяжелых ВС других ведомств, маршрут полетов которых на малых высотах проходит в этом районе, комиссия не располагает.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Вероятными причинами катастрофы могли быть: - показания авиагоризонтов, не соответствующие истинному положению самолета в пространстве; - попадание самолета в спутную струю от тяжелого ВС, пролетавшего на малой высоте в этом районе.
   
    В особом мнении представители ИАС ЗСУ ГА и АТБ Стрежевского ОАО исключают возможность неправильных показаний авиагоризонтов и предполагают, что зафиксированы показания не в момент первого удара о землю, а при отделении приборной доски от самолета. Оба преобразователя ПАГ-1Ф и ПТ-125Ц, согласно заключению ГосНИИ ГА, работали, что исключает отказ авиагоризонтов из-за отсутствия питания.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.