Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в а/п Актюбинск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 ноября 1981 г.
Время:  11:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Актюбинск
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-28849
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Актюбинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 153 летного отряда выполнял договорной спецрейс по обслуживанию Кенкиякской нефтеразведочной экспедиции (доставка вахты). Взлет производился в 09:04 мск (11:04 мест. вр.) с ГВПП с МК=307° на взлетном режиме работы двигателя с закрылками на 30°. Отрыв произведен на скорости 80 км/ч через 180 м пробега. После отрыва на высоте 5-7 м на скорости 120 км/ч самолет резко перешел на кабрирование, которое полным отклонением штурвала парировать не удалось. После набора высоты 30-35 м самолет свалился на левое крыло и в 09:05 столкнулся с землей с курсом 25-30° в 210 м от границы летного поля. Первое касание земли произошло левым колесом, затем силовой установкой и левой полукоробкой. Самолет остановился через 26 м от места первого касания с разворотом на 160-170° и разрушился. Пожар в районе двигателя ликвидирован пожарным расчетом, израсходовавшим при этом около 800 л воды. Один пассажир скончался на месте происшествия, второй – в больнице через 1,5 часа. Остальные пассажиры и члены экипажа получили тяжелые ранения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 12 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-28849
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.06.1961
Заводской номер ВС 1G05-03
Наработка ВС (часы) 14157
Наработка ВС (циклы) 26889
Силовая установка КЛ 4315014


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Актюбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Актюбинск
Пункт назначения Кенкияк
Начальный пункт маршрута Актюбинск
Конечный пункт маршрута Жанажол


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Перед полетом лед с самолета был удален авиатехником с помощью «шоркалки». Экипаж принял самолет чистым. При осмотре самолета на месте происшествия установлено наличие льда с шероховатой поверхностью на предкрылке правого верхнего крыла, носке стабилизатора, передней кромке руля высоты, а также сосулек на задних кромках плоскостей и руля высоты. Фактическая погода в момент АП: облачность 8/0 баллов, дымка, тихо, давление 757 мм рт.ст., температура воздуха (-8)°С. Комиссия сделала заключение, что наличие льда на вышеуказанных частях самолета является результатом облива двигателя и планера самолета водой при проведении аварийно-спасательных работ пожарным расчетом.
    Комиссией выявлены следующие нарушения РЛЭ экипажем, допущенные перед взлетом: не закрыта дверь в хвостовой отсек на замок, не поставлен ограничительный ремень у 15-го шпангоута, не проконтролировано размещение ручной клади у пассажиров и их привязь ремнями.
    Экипаж рассчитал полетный вес 5 250 кг и использовал его для расчета центровки по центровочному графику и допустил ошибку на +0,9% САХ, рассчитав центровку, равную 28,7% САХ. Экипаж также не учел поправку на зимнюю одежду пассажиров, что составило ошибку еще на +0,6% САХ. Суммарная ошибка, допущенная экипажем при расчете центровки, составила +1,5% САХ, без учета техимущества (чехол на силовую установку, причалы для привязи самолета) и части ручного багажа пассажиров, находящегося у 14-15 шпангоутов. Имея, по своим данным, большой запас центровки до предельно задней, экипаж не обратил внимание на размещение техимущества и багажа пассажиров. Согласно уточненного расчета, полетный вес составлял 5 315 кг, центровка 32,8% САХ.
    Данные расчеты полетного веса и центровки самолета приняты на основании исходных данных завода 406 ГА для пустого самолета (19,2% САХ, 3 340 кг), которые не соответствуют действительности и являются фиктивными. Это подтверждается следующим:
    - доработка по бюллетеню №Р1106(873)72, произведенная заводом 406 ГА в 1976 г, не привела к изменению веса пустого самолета (согласно бюллетеня, вес должен увеличиться на 66 кг);
    - контрольные расчеты центровок по весовым данным, приведенным в протоколах о взвешивании самолета Ан-2 №28849 при последних трех ремонтах, не совпадают с данными завода;
    - при последнем ремонте самолета перенос радиооборудования в зону 15-18 шпангоутов должен был вызвать изменение центровки в сторону задней на +2% САХ, что подтверждается расчетом группы аэродинамиков ГосНИИ ГА.
    Согласно бюллетеню ИК 700/667/68 для сохранения центровки завод обязан был перенести аккумулятор из зоны 23-24 шпангоутов в зону 15-16 шпангоутов. Перенос аккумулятора выполнен не был и центровка самолета не изменилась. Выполнение этих работ заводом 406 ГА не указано в деле ремонта и формулярах самолета. Аналогичное нарушение, допущенное заводом 406 ГА, обнаружено еще на шести самолетах Ан-2 Актюбинского ОАО.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: Самолет выполнял полеты, в основном, на АХР. Полет 17 ноября с пассажирами, с полной загрузкой в зимнее время, выполнялся впервые. Центровка самолета при выпуске с завода в 1961 г. была 21,2% САХ. В последние 6 ремонтов записей о величине центровки в формулярах и удостоверениях самолета завод не производил. В 1976 г., при 7-м ремонте, центровка составляла уже 19,2% САХ, т.е. на 2% САХ меньше, без документального подтверждения. Таким образом, завод допустил суммарную ошибку по центровке на 4% САХ за счет необоснованного уменьшения центровки с 21,2% до 19,2% САХ и неучета смещения центровки на 2% САХ в сторону задней за счет установки радиооборудования. Следовательно, центровка пустого самолета была 23,2% САХ, а перед вылетом – 36,8% САХ.
    Заключение: причиной катастрофы является взлет самолета с задней центровкой, превышающей критическую, по вине завода 406 ГА.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.