Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Восточно-Сибирского УГА близ Шелопугино
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 мая 1981 г.
Время:  18:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Читинская область, 10 км юго-восточнее а/п Шелопугино
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-55617
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Читинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 136 летного отряда выполнял лесопатрульные работы на территории Газимуро-Заводского отделения Читинской авиабазы. В день АП экипаж произвел взлет в а/п Газимурский Завод в 08:00 мск для полета по установленному маршруту №33. После посадки в а/п Шелопугино экипаж, за исключением второго пилота, и служебный пассажир (парашютист-инструктор) употребляли спиртные напитки. В нарушение НПП ГА-78 экипаж предполетную подготовку не проводил, медицинский контроль не проходил. Летчик-наблюдатель, имея штамп медицинского освидетельствования, ставил его на полетное задание и расписывался за медработника без его освидетельствования, что позволяло ему получать, а диспетчеру давать разрешение экипажу на вылет без фактического контроля состояния здоровья экипажа.
    После взлета в а/п Шелопугино в 12:07 с МК=160°, вместо следования в пункт посадки – а/п МВЛ Газ.Завод, КВС начал выполнять недозволенные эволюции на малой высоте в районе Шелопугино. Набрав высоту 100-150 м, он следовал по долине реки Туров, затем со снижением, разогнав скорость, КВС перевел самолет в крутой набор высоты до вертикального положения. В результате самолет потерял скорость, перевернулся и, неуправляемый, в отвесном пикировании, столкнулся с землей под углом 90° на невспаханном скошенном поле, расположенном на пересеченной местности (815 м над уровнем моря), в 10 км от а/п Шелопугино с МПУ=110° (51°37’ СШ, 117°41’ ВД). Поступательное движение ВС при ударе о землю полностью отсутствовало. Силовая установка углубилась в землю на 1-1,2 м. Фюзеляж деформирован и разрушен, находится компактно на площади 100 кв.м. Катастрофа произошла в 12:15 мск (18:15 мест.вр.) днем в ПМУ. Все находившиеся на борту погибли.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-55617
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.10.1959
Заводской номер ВС 112747315
Наработка ВС (часы) 16990
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 1422643


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Читинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Шелопугино
Пункт назначения Газимурский Завод
Начальный пункт маршрута Шелопугино
Конечный пункт маршрута Газимурский Завод


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Судебно-медицинская экспертиза установила, что в крови и моче КВС содержалось по 2,3‰ алкоголя, что соответствует средней степени алкогольного опьянения. В анализах второго пилота алкоголя не обнаружено. В крови и моче летчика-наблюдателя обнаружено соответственно 1 и 1,2‰, в крови служебного пассажира - 1‰ (у обоих легкая степень алкогольного опьянения). Равное количество алкоголя в крови и моче КВС свидетельствует о его употреблении за 1 час 15 мин – 1 час 45 мин до смерти.
    Комиссией установлено, что экипаж и в предыдущие дни допускал хулиганские действия в воздухе, выполняя полеты над населенными пунктами и отдельными людьми на недопустимо малой высоте, выполняя горки и окружные виражи.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явились преступные действия экипажа в нетрезвом состоянии, выразившиеся в выполнении недозволенных эволюций на малой высоте, что привело к столкновению с землей.
    Сопутствующими причинами являются:
    - неудовлетворительная организация полетов экипажа на оперативной точке со стороны начальника а/п Газ.Завод;
    - низкий уровень проводимой политико-воспитательной работы в авиапредприятии; - неудовлетворительный уровень организации летной работы летчиков-наблюдателей на Газ.-Заводском отделении Читинской лесоавиабазы.
    Виновниками тяжелого авиационного происшествия являются:
    - КВС, допустивший употребление спиртных напитков перед вылетом и выполнение недозволенных эволюций на малой высоте;
    - летчик-наблюдатель, также находившийся в нетрезвом состоянии и поставивший штамп медосвидетельствования на полетном задании, что позволило экипажу получить разрешение на вылет без его прохождения.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.