Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 Таджикского УГА в районе Ленинабада
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 сентября 1970 г.
Время:  21:26
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, Ленинабадская обл., Аштский р-н, г. Айри-Таш, близ киш. Ошоба
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  СССР-87690
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Рейс:  Ш-4
 


Описание
    Экипаж 186 летного отряда произвел взлет в аэропорту Фрунзе в 20:24 местного времени. Маршрут до Ленинабада должен был проходить через ОПРС Чалдовар, Нарын-ГЭС, Наманган и Коканд. Погодные условия были простыми: облачность 2-3 балла, видимость более 16 км, горы открыты, ветер западный.
    В 21:00 экипаж доложил диспетчеру а/п Коканд пролет ОПРС Нарын-ГЭС. Фактически самолет на ОПРС не вышел, а следовал вне трассы. После доклада о пролете ОПРС Нарын-ГЭС, по указанию диспетчера, экипаж сменил эшелон 6 600 м на 5 700 м. Фактическое движение самолета от ОПРС Нарын-ГЭС шло не по установленному маршруту через ОПРС Наманган и Коканд и далее на Ленинабад, а севернее порядка 30-50 км. Однако экипаж передавал о пролете ОПРС Наманган и Коканд. Диспетчер аэропорта Коканд движение самолета по радиолокатору не контролировал, фактического местоположения не знал, не передавал экипажу пеленги, получаемые на индикаторе АРП-6, которые указывали на уклонение самолета от заданного пути, не дал указание о выходе на трассу, но дал указание на снижение до эшелона 3 300 м. В результате самолет оказался в районе гор, превышающих высоту полета. Кроме того, диспетчер а/п Коканд передал управление полетом диспетчеру аэропорта Ленинабад не на установленном рубеже и не сообщил об отсутствии радиолокационного контроля ни экипажу, ни диспетчеру а/п Ленинабад.
    В 21:21 экипаж установил связь с диспетчером а/п Ленинабад и доложил о пролете Канибадам на эшелоне 3 300 м. Диспетчер, не зная фактического местоположения самолета, не передав на борт показания радиопеленгатора, которые указывали на значительное уклонение самолета от трассы, разрешил снижение до высоты 2 100 м. Видя по радиопеленгатору уклонение вправо от маршрута и не обнаруживая отметки на индикаторе радиолокатора, он не принял мер к немедленному выводу самолета на установленную трассу с набором высоты. КВС для определения местоположения самолета не использовал имеющиеся технические средства самолетовождения и не принял мер для выхода на заданную линию пути.
    За две минуты до происшествия диспетчер передал экипажу пеленг, который отличался от контрольного пеленга данного участка маршрута на 28°, но не потребовал немедленного выхода самолета на трассу с набором высоты.
    В 21:26 местного времени (18:26 мск), в наступившей темноте, на скорости около 500 км/ч самолет столкнулся с горой Айри-Таш (2 300 м) на высоте 2 100 м в 90 км от аэропорта Ленинабад и севернее трассы на 45 км и полностью разрушился.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 18 18
На земле   0
Всего погибших 21


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС СССР-87690
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 01.03.1969
Заводской номер ВС 9910503
Наработка ВС (часы) 1020
Наработка ВС (циклы) 1344
Силовая установка Н 5931035, Н 5011001, Н 5941029


Сведения о рейсе

Номер рейса Ш-4
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Фрунзе
Пункт назначения Ленинабад
Начальный пункт маршрута Фрунзе
Конечный пункт маршрута Душанбе


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Нарушение экипажем НПП ГА-66 и НШС ГА-62 по использованию наземных и самолетных средств навигации для полета по линии заданного пути, что привело к уклонению в сторону гор
    2) Снижение самолета по ППП при полете в горной местности диспетчерами аэропортов Коканд и Ленинабад, несмотря на незнание его фактического местоположения, и неиспользование технических средств для контроля за движением.
    Происшествию способствовало: слабая штурманская подготовка КВС и второго пилота, отсутствие опыта полетов по ППП на Як-40. Оба они недавно переучились на Як-40 с Ил-14 и Ан-2 и, в основном, имели опыт только полетов по ПВП. При переучивании на Як-40 во время тренировки полетов по ППП не использовались шторки в связи с их отсутствием на данном типе. Командир ВС имел ранее серьезные нарушения правил летной работы, за что на него накладывались дисциплинарные взыскания. Несмотря на эти серьезные недостатки он был переучен и допущен к полетам с пассажирами на самолете Як-40 ночью.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.