Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18В Армянского УГА в районе а/п Пулково
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 декабря 1970 г.
Время:  16:37
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ленинградская область, близ а/п Шоссейная (Пулково)
Тип ВС:  Ил-18В
Регистрация ВС:  CCCP-75773
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Армянское УГА, Ереванский ОАО
Рейс:  3012
 


Описание
    Экипаж 279 летного отряда, находясь на предварительном старте, в 16:33:05 получил разрешение занять исполнительный старт. Запрос на взлет последовал уже через 1 мин. 10 сек. Взлет произведен в 16:35 с МК=99°. Самолет взлетел с необычно большим углом тангажа и начал покачиваться с крыла на крыло. Он пролетел 2 500 м на высоте 30-50 м на околокритических углах атаки. Скорость после отрыва составляла 250 км/ч. Дальнейший полет проходил на втором режиме с потерей высоты с подходом к земле с большим углом атаки и незначительным правым креном на скорости около 200 км/ч. Пролетев всего 5 300 м, самолет упал на заснеженном поле на удалении 2 190 м от торца ВПП и в 290 м правее ее оси. Первое касание земли произошло хвостовой частью. Затем самолет ударился носовой частью. По земле он продвинулся 210 м. Все 5 членов экипажа, находившиеся в кабине, погибли. Погиб также сопровождающий милиционер – майор МВД АрмССР. 23 пассажира и 3 бортпроводника получили ранения. Остальные пассажиры не пострадали.
    Фюзеляж разрушился по шпангоутам 25-27, а также с правой стороны по шпангоутам 32-35. Кабина пилотов деформирована. Двигатели №1, 3 и 4, воздушные винты №1, 2 и 3 и левая ОЧК - оторваны.
    Фактическая погода – облачность 10 баллов высотой 180 м, снег, видимость – 1 200 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 5
Пассажиры 78 1
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18В
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-75773
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.08.1961
Заводской номер ВС 181003603
Наработка ВС (часы) 13760
Наработка ВС (циклы) 6733
Силовая установка Н 2335315 Н 2345356 Н 2415295 С 2325112


Сведения о рейсе

Номер рейса 3012
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Армянское УГА, Ереванский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинград (Пулково)
Пункт назначения Ереван (Звартноц)
Начальный пункт маршрута Ленинград (Пулково)
Конечный пункт маршрута Ереван (Звартноц)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия отметила, что время 1 мин. 10 сек. между разрешением занять исполнительный старт и докладом о готовности к взлету – значительно меньше, чем требуется для исполнения контрольной карты обязательных проверок. Было обнаружено, что радиовысотомер, АЗС МСРП-12 и ПОС самолета и двигателей - выключены (должны быть включены перед взлетом), а АЗС механизма стопорения рулей и главный выключатель запуска двигателей – включены (должны быть выключены). Закрылки обнаружены в убранном положении, а характер движения самолета показывал, что они были в убранном положении с начала полета. Экипаж, вероятно, рассчитывая успеть домой до Нового Года, проявил спешку и допустил нарушения при подготовке к взлету – не выполнив требования РЛЭ и контрольной карты обязательных проверок, в результате чего производил взлет с убранными закрылками, а также допустил дальнейшие ошибки в технике пилотирования. Происшествию могло способствовать снижение располагаемой тяги двигателей из-за возможного обледенения ВНА при невключенном обогревателе.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы явились нарушения экипажем требований РЛЭ Ил-18 и контрольной карты обязательных проверок, связанные с невыпуском закрылков перед взлетом и дальнейшими ошибками в технике пилотирования.
    Катастрофе способствовали:
    - неудовлетворительная подготовка экипажа к данному полету;
    - неудовлетворительный контроль за предполетной подготовкой экипажа со стороны дежурного штурмана и диспетчера АДП а/п Ленинград.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.