24-25 июля экипажами 204 летного отряда выполнялся рейс №1912 Одесса-Владивосток. После промежуточных посадок в Киеве и Челябинске самолет Ту-104Б №42402 произвел посадку в а/п Толмачево. Для продолжения рейса на участке Новосибирск-Владивосток (с посадками в Иркутске и Хабаровске) был подготовлен другой самолет Ту-104Б №42405 и новый экипаж. Взлет произведен в 01:34 мск. На борту находились 96 взрослых пассажиров и 22 ребенка. По маршруту полета прогнозировалось: облачность 6-9 баллов, кучево-дождевая, верхняя граница 3-4 км, нижняя граница 200-300 м, в облаках сильная болтанка, ливневый дождь, обледенение на высотах от 4 000 до 2 500 м. По пункту посадки с 0:00 до 03:00 – облачность 7-10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 150-200 м, дождь, видимость 4-6 км, ветер неустойчивый 1-4 м/с. С 01:00 до 06:00 был внесен корректив – облачность 7-10 баллов, разорвано-дождевая высотой 80-130 м, дождь, дымка, видимость 1500-2000 м. В 03:10 по команде службы движения а/п Иркутск экипаж приступил к снижению с эшелона 10 000 м, которое производилось в облаках. Фактическая погода а/п Иркутск при заходе на посадку была: облачность 10/10 баллов, слоистая, высотой 150 м, дымка, видимость 1 500 м, ветер 320° 2 м/с, что соответствовало минимуму №1. Заход на посадку производился с прямой с МК=116°. На удалении 30 км от ВПП экипаж занял высоту 800 м. В 03:29:35 диспетчер сообщил экипажу условия посадки и дал указание занять высоту 400 м по давлению 712 мм рт.ст. Экипаж подтвердил установку давления и сообщил о начале снижения и заходе на посадку по курсоглиссадной системе с диспетчерским контролем. После этого диспетчер круга сообщил экипажу вышеуказанную фактическую погоду. Экипаж подтвердил. В 03:31:52 диспетчер посадки на вызов экипажа ответил: «Удаление 17, на курсе». Далее диспетчер несколько раз передавал экипажу удаление и подтверждение нахождения на курсе. До удаления 9 км самолет от курса посадки не уклонялся. На удалении 8 км в 03:33:33 диспетчер передал: «Влево не уклоняйтесь». Далее диспетчер передавал: 03:33:45 – «Удаление 7 км, подходите к глиссаде», 03:33:50 – «Удаление 6,5 км, на курсе, ниже 20 м, доложите готовность к посадке». Экипаж ответил: «На глиссаде, шасси выпущены, к посадки готов». В 03:33:58 на удалении 5 км диспетчер дал команду проверить шасси, разрешил посадку и передал: «на глиссаде, влево не уклоняйтесь». Экипаж подтвердил проверку выпуска шасси. В 03:34:08 диспетчер сообщил: «Левее курса 100 м, вправо 3°». В 03:34:18 экипаж доложил пролет ДПРМ. В 03:34:24 диспетчер передал: «Удаление 3 км, на курсе, на глиссаде», в 03:34:30 – «Снижайтесь на ближнюю 70 м, выше 15 м, левее 30 м», в 03:34:36 – «Удаление 2 км, левее 30 м, на глиссаде», в 03:34:42 – «Удаление 1 200 м, левее 30 м, на глиссаде», в 03:34:47 – «пролет БПРМ выше 15 м, вправо не уклоняйтесь», в 03:34:54 – «Удаление 500 м», в 03:34:59 – «Полоса». В 03:35:00 (08:35 местного времени) самолет грубо приземлился на ВПП. Первое касание о ВПП произошло колесами правой тележки шасси по оси полосы на удалении 154 м от ее торца. Затем через 6 м произошло касание левой тележкой шасси и еще через 6 м – колесами передней ноги шасси. Все это произошло за короткий промежуток времени, исчисляемый долями секунды. Следы колес были направлены влево под углом 20° к оси – правый след длиной 450 м, левый длиной 500 м и имели юз влево на большей части длины. Ширина следа свидетельствует о том, что приземление носило характер удара, в результате которого произошло разрушение левого крыла в районе третьей нервюры. Конец левого крыла и его задняя кромка коснулись бетона на удалении 183 м от торца ВПП с последующим касанием ВПП консоли левой половины стабилизатора в 187 м от торца. Через 52 м от места первого касания ВПП начинается сплошной след горения керосина на бетоне. Сход самолета с ВПП влево произошел под углом 15-20° к ее оси на удалении 400 м от торца и сопровождался отделением левого крыла со стойкой шасси. Дальнейшее движение фюзеляжа происходило по грунту с его разрушением, кренением влево с одновременным разворотом на 180° и переворотом на спину. Общая длина движения самолета и его разрушенных частей от места первого касания составила 500 м. Самолет частично сгорел. В результате катастрофы погибли 93 пассажира, в том числе 20 детей, и 4 члена экипажа. Из них 61 человек погиб от травм, 36 человек – от отравления угарным газом.
|