Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-10 Приволжского УГА близ Ворошиловграда
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 марта 1971 г.
Время:  12:59
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Ворошиловградская область, 13 км юго-западнее а/п Ворошиловград
Тип ВС:  Ан-10
Регистрация ВС:  CCCP-11145
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское УГА, Куйбышевский ОАО
Рейс:  1969
 


Описание
    Экипаж 173 летного отряда произвел взлет в а/п Курумоч в 11:13. На борту находились 57 пассажиров, 7 членов экипажа и сопровождающий МВД.
    Полет проходил на эшелоне 7 800 м. В РДС Ростов самолет был снижен до 5 700 м, после пролета ОПРС Самбек – до 4 500 м. Затем, после пролета ОПРС Должанская, экипаж установил связь со службой движения а/п Ворошиловград, получил фактическую погоду и условия посадки: МКпос=94° м выходом в район третьего разворота на траверзе ДПРМ. По разрешению диспетчера в 12:55:42 экипаж приступил к снижению до 1 200 м и в 12:58:46 доложил занятие этого эшелона.
    Фактическая погода в районе а/п Ворошиловград была: облачность 8/8 баллов, 600 м, видимость 10 км, ветер 50° 8 м/с с порывами до 12 м/с.
    В 12:58:48 диспетчер дал указание занять высоту 600 м по давлению аэродрома 746 мм рт.ст. В 12:58:50 экипаж доложил установку давления и продолжил снижение. Это был последний доклад с борта. В 12:59:30 самолет столкнулся с землей в 13 км от аэропорта с азимутом 210° и полностью разрушился. Катастрофа произошла в поле в непосредственной близости от асфальтированного шоссе близ села Волнухино Лутугинского района.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 8
Пассажиры 57 57
На земле   0
Всего погибших 65


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-10
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-11145
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.12.1958
Заводской номер ВС 8400701
Наработка ВС (часы) 14337
Наработка ВС (циклы) 9081
Силовая установка Н 2425101 Н 2345098 Н 2345185 Н 2335264


Сведения о рейсе

Номер рейса 1969
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское УГА, Куйбышевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Куйбышев
Пункт назначения Ворошиловград
Начальный пункт маршрута Куйбышев
Конечный пункт маршрута Одесса


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссией установлено что в процессе снижения с 1 200 до 600 м произошло разрушение ОЧК правого крыла с отделением в воздухе частей конструкции крыла вместе с элероном общей площадью 13 кв. м. Самолет перешел в неуправляемое падение с нарастающим правым креном, разворотом вправо и поворотом вокруг продольной оси на угол 300-310°. Обломок ОЧК оторвал правый конец стабилизатора и конец правого руля высоты. Возможно, в результате этих повреждений была также потеряна управляемость по тангажу. Столкновение с землей произошло с наклоном траектории снижения 45°, отрицательным тангажом -60° и левым креном 50°. Обломки ОЧК были обнаружены на удалении 635 – 267 м от места падения самолета. В процессе падения произошло флюгирование винтов двигателей № 3 и 4 из-за падения давления масла на входе в двигатели вследствие отрицательных перегрузок.
    Комиссия установила, что разрушение обшивки и силовых элементов правой ОЧК в полете началось с отделения нижних панелей ОЧК из-за разрушения заклепочного шва по переднему лонжерону на участке от 15 до 24 нервюр крыла. Были выдвинуты две возможные причины:
    1) Существенное снижение прочности заклепочного шва из-за наличия дефекта.
    2) Возникновение большого избыточного давления в кессоне ОЧК при выключении ПОС крыла при частично закупоренных льдом отверстиях для выхода воздуха в законцовке ОЧК.
    Для проверки обоих версий проводились исследования.
    По первой версии лабораторные исследования показали, что шов выполнен качественно. Разрушение шва произошло в результате действия кратковременных статических срезающих нагрузок, которые, вероятно, превышали расчетные. Признаков усталостного разрушения не выявлено.
    Заключение технической экспертизы по второму предположению: Разряжение воздуха (отсос) на нижней поверхностью ОЧК, полученное в летных испытаниях, не превышает эксплуатационного значения, полученного по продувочным данным и принятого в качестве исходного при определении нагрузки для статических испытаниях. Замер избыточного давления в ОЧК показал:
    а) при нормальной работе ПОС крыла величина избыточного давления, созданная за счет работы этой системы, незначительна
    б) как частичная, так и полная закупорка отверстий выхода воздуха из ОЧК из-за негерметичности конструкции ОЧК не приводит к опасному с точки зрения прочности повышению избыточного давления.
    Таким образом, конкретная причина разрушения заклепочного шва нижней панели правой ОЧК в ходе исследований не установлена.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.