Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 а/к Узбекистон хаво йуллари в а/п Турткуль
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 августа 1999 г.
Время:  10:51
Страна:  Узбекистан
Место происшествия:  а/п Турткуль
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  UK-87848
Авиакомпания:  Узбекистон хаво йуллари
 


Описание
    При снижении с эшелона экипаж допустил уклонение влево от оси трассы на 11,5 км. Диспетчер подхода, имея радиолокационный контроль, не сообщил экипажу об уклонении и разрешил дальнейшее снижение до 500 м. Экипаж, не зная своего местоположения, начал разворачиваться влево и допустил значительное отклонение от схемы. При пересечении посадочной прямой на высоте 500 м (выше расчетной глиссады на 300 м) на удалении 4 км от торца ВПП 20 экипаж вместо ухода на второй круг начал резкое снижение. Диспетчер УВД не предотвратил отклонение самолета. Только на высоте 170 м экипаж выполнил уход на второй круг, заложив, в нарушение схемы ухода, крутой вираж с креном до 30°, набором высоты 200 м и последующим снижением. Выход из виража со снижением был выполнен на высоте 90 м под углом к центральной линии ВПП на удалении 890 м от нее. Второй пилот и бортмеханик предлагали КВС уйти на второй круг, но он продолжал заход на посадку. Самолет пролетел торец ВПП на высоте 4-7 м, при скорости 250 км/ч (вместо 210-200 км/ч) с креном 10°. КВС дал команду включить реверс тяги двигателей. Двигателям был установлен малый газ и включен реверс, когда самолет пролетел 190 м над ВПП, затем реверс выключен, и на удалении 965 м от торца ВПП КВС принял решение об уходе на второй круг. Действия экипажа носили хаотичный характер - за это время закрылки убирались, выпускались и опять убирались. На высоте 4-7м при скорости 180 км/ч, пытаясь избежать столкновения с деревьями, КВС взял штурвал "на себя", но самолет на скорости 160 км/ч столкнулся с деревьями, проводами ЛЭП и упал на землю на удалении 2 000 м от торца ВПП. Продвинувшись на фюзеляже 130 м, он ударился о насыпь. Самолет получил значительные повреждения. 2 пассажира погибли. Остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 29 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС UK-87848
Государство регистрации ВС Узбекистан
Дата выпуска ВС 1973
Заводской номер ВС 9331730
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Узбекистон хаво йуллари
Государство регистрации авиакомпании Узбекистан
Пункт вылета Ташкент (Южный)
Пункт назначения Турткуль
Начальный пункт маршрута Ташкент (Южный)
Конечный пункт маршрута Турткуль


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа самолета обусловлена:
    • нарушением схемы захода на посадку, что привело к выходу на предпосадочную прямую на большой высоте и скорости полета близко к ВПП;
    • после ухода на второй круг с нарушением схемы ухода самолет подошел к ВПП на большой скорости с креном;
    • попыткой ухода на второй круг после включения реверсивно-тормозного устройства с ошибками по управлению двигателями и закрылками;
    • отсутствием контроля за полетом самолета диспетчерами УВД и АДП при выполнении экипажем нестандартных захода на посадку и ухода на второй круг.
    Столкновение самолета с препятствиями произошло из-за сочетания следующих факторов:
    • нарушения членами экипажа ППГА-95, РЛЭ, "Инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа Як-40";
    • серьезных нарушений в обеспечении УВД и контроля за полетом ВС в зоне ответственности аэропортов Ургенч и Турткуль;
    • отсутствия контроля с помощью СОК за качеством техники пилотирования экипажей самолетов Як-40, выполняющих полеты в а/п Турткуль;
    • недостатков в ОЛР в летном комплексе и в 12 ЛО, выразившихся в недостаточном контроле со стороны КЛС за качеством выполнения полетных заданий экипажей по материалам расшифровки СОК.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.