Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Полярной Авиации Главсевморпути в Усть-Тарее
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 сентября 1952 г.
Время:  10:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Таймырский АО, район устья реки Тарея
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-Н591
Авиакомпания:  Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
 


Описание
    Командир самолета получил задание командира Игарской АГ вылететь в а/п Усть-Тарея и поступить в распоряжение начальника геологической экспедиции для вывоза полевых партий из тундры. В 06:25 мск самолет вылетел из а/п Усть-Тарея к поселку экспедиции, расположенном в 35 км восточнее аэропорта на безымянном острове на реке Пясина. На борту находилось 4 члена экипажа и 2 служебных пассажира - авиатехник и врач.
    Прибыв в район назначения для работы в экспедиции, пилот проявил недисциплинированность, приняв самовольное, рискованное решение, произвести посадку непосредственно у домов экспедиции на явно непригодную площадку, игнорировав посадку на действующую исправную посадочную полосу, расположенную за рекой в 2 км от посёлка экспедиции. На этой полосе пилот ранее садился и в момент его прилёта на ней находились 3 самолёта экспедиции и лётный состав, обеспечивающий приём самолёта. Выбранная пилотом площадка располагалась на песчано-каменистой косе на правом берегу реки Пясина. Площадка была совершенно непригодна для посадки – изрезана поперечными промоинами с уклоном в сторону воды, с отдельными террасками, кочками и камнями.
    Осмотрев косу с двух заходов, пилот начал третий заход для посадки. После четвертого разворота, выйдя на прямую, он начал планировать при полностью выпущенных закрылках вдоль высокого коренного берега. В сложных условиях пересечённого рельефа местности при сильном порывистом встречно-боковом ветре (до 20 м/с) расчет на посадку пилот произвел неправильно - у самолета с почти полным полетным весом были преждевременно выпущены закрылки и создана задняя центровка перемещением людей к 15-му шпангоуту. Вследствие этого самолет, не доходя до площадки 300-400 м, снизился ниже коренного берега. Пилот подтягивал мотором на малой высоте, при этом капот закрывал ему площадку, а силой ветра самолет прижимало к берегу. Отказавшись от посадки, пилот решил уйти на второй круг. В момент перехода в набор высоты сильный порывистый ветер, завихренность воздушных потоков от береговых возвышений и задняя центровка вызвали внезапное и резкое увеличение угла подъема, что при выпущенных закрылках привело к быстрому уменьшению скорости. Потеряв скорость, самолет свалился на левое крыло и ударился им о бровку коренного берега. Объятый пламенем самолет скатился под уклон с обрыва и полностью сгорел в течение 3-5 минут. Все находившиеся на борту погибли. Катастрофа произошла в 06:45 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н591
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 03.06.1952
Заводской номер ВС 12447307
Наработка ВС (часы) 200
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8114270


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Тарея
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Усть-Тарея
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы явились:
    - плохая организация руководства летной работой в экспедиционных условиях и отсутствие должного контроля со стороны командования Игарской авиагруппой и УПА.
    - недисциплинированность пилота, выразившаяся в самовольной попытке произвести посадку самолёта в сложных условиях на неподготовленную площадку при наличии вблизи действующего временного аэродрома.
    - ошибка в технике пилотирования пилота, пытавшегося исправить свой расчёт посадки уходом на второй круг при полностью выпущенных закрылках и задней центровке самолёта;
    - неудовлетворительное состояние дисциплины среди личного состава Игарской авиагруппы и отсутствие должной борьбы за ликвидацию причин, порождающих летные происшествия.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.