Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18В Казахского УГА близ Магнитогорска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 августа 1972 г.
Время:  10:19
Страна:  СССР
Место происшествия:  Башкирская АССР, Абзелиловский район, 23 км севернее а/п Магнитогорск
Тип ВС:  Ил-18В
Регистрация ВС:  CCCP-74298
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Алма-Атинский ОАО
Рейс:  558
 


Описание
    Экипаж 218 летного отряда выполнял рейс №558 и произвел взлет в а/п Караганда в 08:31. На борту находились 93 пассажира (в том числе 11 детей) и 9 членов экипажа (включая сопровождающего МВД). В 09:57 на эшелоне 7 200 м самолет вошел в зону РДС Челябинска на траверзе Троицка. Экипаж сообщил расчетное время пролета Магнитогорска в 10:11. В 10:08:20 на удалении 45 км от Магнитогорска экипаж запросил экстренное снижение и посадку в Магнитогорске, сообщив при этом: «У нас неисправность в багажнике, дым большой», и приступил к экстренному снижению. На высоте 4 800 м РДС передала управление полетом АДС Магнитогорска. В 10:10:26 экипаж вышел на связь с диспетчером аэропорта и сообщил: «Экстренная посадка у вас, у нас пожар во втором багажнике», на что получил подтверждение о дальнейшем снижении. В 10:12:32 самолет с курсом 295° вышел в район четвертого разворота с МКпос=185° на высоте 2400-2700 м и удалении 28-30 км от аэродрома. В связи с малым удалением от точки начала снижения до аэродрома (35 км) было необходимо выполнить дополнительный маневр для потери высоты, гашения скорости и обеспечения посадки. С этой целью экипаж выполнял маневр со снижением методом правого разворота (пролет позиционной линии с курсом 295° - разворот на 180° - правый доворот на посадочный курс) для выхода на позиционную линию в точке стандартного четвертого разворота на высоте 600 м. Перед окончанием маневра при приближении к позиционной линии экипаж занял высоту 600 м с МК=90°. Диспетчер подхода передал: «Можно взять курс 135°, курс 135 возьмите». Экипаж ответил: «Понял». При подходе самолета к позиционной линии диспетчер посадки передал: «На посадочном, берите курс 185°». Экипаж подтвердил. Однако самолет не вышел на посадочный курс, а продолжал движение с пересечением позиционной линии. Диспетчер передал: «Вы удаляетесь от аэродрома». Экипаж в 10:15:32 ответил: «Большой дым в кабине, очень большой», а в 10:16:19 передал: «Прощайте». На команду диспетчера «Возьмите посадочный курс» экипаж в 10:16:37 дал неразборчивый ответ и больше на связь не выходил. Самолет на удалении 23 км севернее а/п Магнитогорск столкнулся с землей на вспаханном поле между поселком Смеловский (Верхнеуральский район, Челябинская обл.) и деревней Покровка (Абзелиловский р-н, Башкирская АССР), полностью разрушился и сгорел. Разброс обломков составил 100х400 м. Погода в момент происшествия была следующей: облачность 2 балла средняя (выше 2 000 м), мгла, горизонтальная видимость 5 500 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 93 93
На земле   0
Всего погибших 102


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18В
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-74298
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.03.1962
Заводской номер ВС 182004505
Наработка ВС (часы) 10798
Наработка ВС (циклы) 4249
Силовая установка Н2636010 Н2846196 Н2716062 Н2846057


Сведения о рейсе

Номер рейса 558
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Алма-Атинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Караганда
Пункт назначения Москва (Домодедово)
Начальный пункт маршрута Караганда
Конечный пункт маршрута Москва (Домодедово)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что действия экипажа после возникновения аварийной ситуации в полете соответствовали РЛЭ. Экипаж принял меры к выводу самолета к посадочному курсу на удалении около 15 км от ВПП на высоте 600 м, что обеспечивало производство посадки на аэродроме. Параметры полета не выходили за пределы установленных РЛЭ при экстренном снижении. Экипажу оставалось подвернуть самолет на посадочный курс и выполнить снижение и посадку на аэродроме, на что требовалось около трех минут. Однако перед выходом самолета на посадочный курс в 10:14 вследствие пожара на самолете и дыма в пилотской кабине наступила критическая аварийная обстановка, в результате которой экипаж потерял возможность вести самолет по заданному курсу и траектории на посадку. На следующем этапе полета в течение 5 минут 30 секунд самолет пролетел 40 км со значительными углами крена, перегрузками и колебаниями по высоте. В 10:15:50 самолет оказался в непосредственной близости от земли, после чего был выведен на значительную перегрузку (2 ед) с выдачей взлетного режима двигателям и вероятной уборкой шасси. За 35 секунд самолет набрал дополнительную высоту 1300-1400 м. Перед набором высоты экипаж передал о большом дыме в кабине и слова прощания. Затем самолет перешел в снижение с незначительным увеличением скорости, что свидетельствует о переводе двигателей на режим земного малого газа (около 10:18). В 10:19:33 самолет с курсом 250° на скорости около 370 км/ч столкнулся с землей при угле тангажа около 0°, без крена, с убранными шасси и закрылками. Такое движение самолета могло быть вызвано частичной или полной потерей работоспособности экипажа, а также отсутствием возможности выполнения экипажем визуального полета и наблюдения за приборами из-за дыма в пилотской кабине. Также на характер движения самолета могло оказать влияние изменение центровки до 6% САХ вследствие вероятного перемещения пассажиров от очага пожара во втором багажнике в переднюю часть пассажирской кабины. При центровке менее 10% САХ посадка при выпущенных в посадочное положение закрылках не обеспечивается.
    При обследовании остатков багажа пассажиров в районе второго багажника найдены 4 неповрежденных взрывпакета, 7 гильз от осветительных патронов, а также неопознанное горючее вещество плотной массы, состоящее из мелких кристаллов светло-серого цвета. Это свидетельствует о том, что среди багажа находились изделия, относящиеся к классу взрывчатых веществ, запрещенных к перевозке.
    Следы копоти обнаружены на внешней поверхности обшивки фюзеляжа за патрубком сброса воздуха из гермокабины и в выпускном клапане регулятора давления системы наддува пассажирской кабины в полете, что свидетельствует о большой задымленности воздуха, который сбрасывался из кабины в полете. Следов значительного пожара в воздухе с выходом пламени за внешние обводы фюзеляжа, а также разрушения конструкции самолета в воздухе не установлено. Запись МСРП-12 прекратилась за 5 минут до катастрофы. Обнаружено также характерное разрушение вследствие растяжения при сильном нагреве тяги управления рулем направления, расположенной над вторым багажным отсеком между 48-50 шпангоутом.
    Судебно-медицинская экспертиза установила, что все пассажиры погибли от отравления угарным газом до столкновения самолета с землей. Вскрытие тел КВС, второго пилота и штурмана показало, что полученные ими травмы при ударе о самолета о землю носили прижизненный характер.
    За 1970-72 гг зафиксировано четыре случая самозагорания и взрыва взрывных устройств и легковоспламеняющихся веществ в багаже пассажиров при его погрузке или выгрузке. Пожаров в районе второго багажника из-за отказа бортового оборудования при эксплуатации самолетов Ил-18 не зафиксировано.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является интенсивное развитие возникшего во втором багажнике пожара, который привел к полной или частичной потере работоспособности экипажа, невозможности визуального полета и наблюдения за приборами из-за дыма в пилотской кабине и исключению возможности благополучного исхода полета.
    Наиболее вероятной причиной возникновения пожара на самолете в воздухе является срабатывание пиротехнических устройств, возгорание или самовозгорание легковоспламеняющихся материалов в багаже пассажиров, следы которых обнаружены в остатках багажа.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.