Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-8 АО 'Калужский двигатель' в а/п Ереван (Эребуни)
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  13 декабря 1993 г.
Время:  00:04
Страна:  Армения
Место происшествия:  а/п Ереван (Эребуни)
Тип ВС:  Ан-8
Регистрация ВС:  RA-13323
Авиакомпания:  Калужский двигатель ОАО
 


Описание
    12.12.1993 в 20 час 04 мин UTC ночью в простых метеоусловиях при заходе на посадку в а/п Эребуни г.Еревана потерпел аварию самолет Ан-8 №13323 пилотировавшийся экипажем авиакомплекса АО "Калужский двигатель". Заход на посадку осуществлялся по ОСП с контролем по обзорному локатору. От дальнего привода а/п Звартноц воздушное судно вышло на курс 120°, хотя, согласно схеме захода на посадку, необходимо после ДПРМ Звартноц выйти на курс 157°, следовать до РНТ Саят Нова в район четвертого разворота, а после разворота занять посадочный курс 28°. Диспетчер посадки, заметив отклонение воздушного судна от установленной схемы, дал указания по корректировке курса, выполнив которые, экипаж вывел самолет в район четвертого разворота на высоте около 500 м, при приборной скорости 255 км/ч.
    Выполнение маневров для выхода к четвертому развороту не позволяло экипажу полностью сосредоточится на подготовке к посадке, а ограниченность пространства для разворота перед выходом на предпосадочную прямую, обусловленная близостью государственной границы, создавала дефицит времени, необходимого для стабилизации воздушного судна.
    В момент прохода ДПРМ воздушное судно находилось на глиссаде и имело приборную скорость 230 км/ч. Анализ записи параметров полета показывает, что на предпосадочной прямой экипаж постоянно стремился к выдерживанию рекомендованных вертикальной и горизонтальной скоростей, используя для этого как отклонения руля высоты, так и изменение режима работы двигателей в широком диапазоне, однако стабилизировать ВС на заданной траектории снижения ему не удалось.
    В этом смысле показательным по характеру пилотирования является эпизод пролета между дальним и ближним приводами. Здесь в начале руль высоты отклоняется на пикирование до +1° при балансировочном положении около (- 3)° (очевидно с целью уменьшения высоты полета и создания необходимой вертикальной скорости, поскольку перед этим самолет идет выше глиссады и практически без снижения). Реагируя на это воздействие, самолет перешел в снижение, сопровождаемое ростом приборной скорости. Для предотвращения роста скорости экипаж уменьшил режим работы двигателей. Уменьшение мощности двигателей приводит к появлению пикирующего момента и падению несущих свойств крыла самолета, что вынудило экипаж отклонить руль высоты на кабрирование с +1°. до (-6)°. за 10 сек. и затем увеличить режим работы двигателей, в результате чего самолет вновь выводится на траекторию выше глиссады.
    Такой характер пилотирования имел место как на предыдущем этапе, так и впоследствии. Подобные действия не привели к стабилизации воздушного судна на траектории снижения, напротив, наблюдалась его постоянная раскачка по высоте с возрастающей амплитудой отклонения от глиссады. В результате, в момент прохода БПРМ (примерно за 10-11 сек до столкновения с землей) самолет оказался на 25 м выше глиссады (по схеме а/п Эребуни удаление БПРМ от торца ВПП 760 м, высота пролета БПРМ 50 м). Теоретически выполнение посадки в таких условиях возможно, однако необходимо учесть, что экипаж для обеспечения приземления в расчетной зоне ВПП будет вынужден прибегнуть к резкому снижению, превысив при этом рекомендованную максимальную вертикальную скорость. В указанной ситуации предпочтительным маневром в соответствии с требованиями НПП ГА-85 следует считать уход на второй круг.
    Однако экипаж принял решение о продолжении снижения и для устранения отклонения по высоте примерно на 271 секунде вновь прибегает к интенсивному уменьшению тяги двигателей. Небольшая несинхронность при перемещении РУД-ов создала разворачивающий момент вправо и экипаж для парирования возможного уклонения от посадочного курса отклонил руль направления влево на 7° с одновременным небольшим отклонением штурвала влево.
    Продолжая движение РУД-ов на уменьшение тяги, экипаж ошибочно перевел их в положение значительно ниже полетного малого газа, что на высоте ниже 1000м запрещается "Инструкцией экипажу самолета Ан-8" (конструкция фиксатора проходной защелки полетного малого газа РУД-ов на самолете Ан-8 неэффективна, в результате чего не исключена возможность непреднамеренного перевода экипажем рычагов на режим ниже ПМГ).
    Следствием такого перемещения РУД-ов явилось возникновение режима отрицательной тяги на обоих двигателях, о чем свидетельствует появление соответствующих разовых команд. Выход двигателей на режим отрицательной тяги привел к резкому торможению воздушного судна, падению скорости и подъемной силы и, как следствие, к его просадке.
    Несмотря на предпринятые экипажем меры (увеличение режима работы двигателей и увеличение градиента взятия штурвала на себя) воздушное судно продолжило резко снижаться и на скорости 180-190 км/ч (по МСРП) с большим правым креном и положительным тангажом столкнулось с землей примерно в 150 м до торца ВПП. При этом вертикальная перегрузка достигла значения в 4 ед. Двигаясь посадочным курсом, в створе полосы, в 150 м от торца ВПП самолет задел за землю законцовкой правой консоли крыла, лопастями воздушного винта правой СУ и правой половиной стабилизатора. В 145 м от торца появляется след тележки правой опоры шасси, а через 15 м - левой.
    В процессе перемещения по засыпанной гравием КПБ происходило разрушение конструкции самолета. Продвинувшись по грунту на 300-320 метров, воздушное судно развернулось вправо на 150° и остановилось. Разрушены правая плоскость крыла, фюзеляж, шасси и другие элементы конструкции. Экипаж и находившиеся на борту трое сопровождающих не пострадали.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-8
Регистрационный номер (id) ВС RA-13323
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 24.12.1960
Заводской номер ВС 0E3430
Наработка ВС (часы) 14212
Наработка ВС (циклы) 6676
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Калужский двигатель ОАО
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Ереван (Эребуни)
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Ереван (Эребуни)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии по расследованию причиной авиационного происшествия с самолетом Ан-8 №13323 явилось грубое приземление до ИВПП, приведшее к разрушению конструкции воздушного судна, в результате сочетания следующих факторов:
    - отклонения от схемы захода на посадку на начальном этапе, вынудившего экипаж предпринимать маневры по выходу к четвертому развороту одновременно с подготовкой к посадке и выполнять действия по стабилизации воздушного судна на предпосадочной прямой в условиях определенного дефицита времени;
    - отсутствия, наиболее вероятно, достаточного опыта у командира воздушного судна, не позволившего экипажу в создавшихся условиях стабилизировать самолет на траектории снижения и предпринять адекватные действия по исправлению отклонения по высоте (превышения), выявившегося при пролете БПРМ;
    - ошибочного перевода РУД в положение режимаи ниже полетного малого газа, приведшего к возникновению отрицательной тяги на обоих двигателях, и как следствие, к потере путевой скорости и несущих свойств планера;
    - недостатков во взаимодействии членов экипажа, выразившихся в отсутствии контроля второго пилота за положением РУД на последнем этапе полета;
    - непринятия экипажем решения об уходе на второй круг в районе БПРМ при имевшихся отклонениях параметров захода на посадку.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.