Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2П Дальневосточного УГА близ села Биджан, Еврейская АО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 мая 1983 г.
Время:  14:43
Страна:  СССР
Место происшествия:  Еврейская АО, Ленинский район, г. Даур, 15 км северо-восточнее села Биджан
Тип ВС:  Ан-2П
Регистрация ВС:  СССР-07741
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
Рейс:  274
 


Описание
    Экипаж 143 летного отряда выполнял рейс Хабаровск – Биробиджан – Амурзет и обратно. Решение на вылет из а/п Хабаровск было принято правильно, хотя прогноз погоды был на пределе по высоте облачности и видимости. При выполнении полета на участке маршрута Чурки – Степное экипаж встретил снежные заряды, дождь с видимостью менее 5 км, и обошел их правее 7 км над н/п Биджан. Далее полет выполнялся без отклонений. Посадка произведена в а/п Амурзет. Об обходе зарядов по трассе экипаж диспетчеру МДП Хабаровск не доложил. При полете на этом участке трассы произошел отказ связи по УКВ радиостанции. Связь осуществлялась по связной КВ радиостанции.
    Прогноз погоды по маршруту Амурзет – Биробиджан с 05:00 до 11:00 мск предусматривал: полет в ложбине, ветер в слое 300-2000м - 260° 40 км/ч, видимость более 10 км, облачность 5 баллов кучево-дождевая высотой 400 м (над рельефом), 10 баллов средняя, верхняя, дождь со снегом. Кратковременно, с 05:00 до 08:00 – видимость 5 км в осадках
    Вылет в обратный рейс (№274) из а/п Амурзет с неработающей радиостанцией являлся нарушением требований НПП ГА-78 и РЛЭ Ан-2. Решение на вылет КВС принял неправильно – прогноз погоды по маршруту не соответствовал минимуму трассы по видимости при неработающей из-за повреждения антенной системы сильным ветром ОПРС в а/п Амурзет.
    Взлет был произведен в 07:14 мск. На борту находилось 10 взрослых пассажиров и 1 ребенок. После взлета, следуя с расчетным курсом 63° с набором высоты 450 м, установленной для данной трассы (безопасная высота полетов по ПВП 380 м), выйдя на поворотный пункт – траверз н/п Самара с прежним курсом 63° вместо расчетного 94° до н/п Луговое. От Лугового экипаж взял курс 94° и занял высоту 450 м. При дальнейшем полете, встретив облачность, экипаж снизился до 400 м. Прогноз погоды по видимости не оправдался. Через 17-18 минут полета, следуя на высоте 400 м с курсом 94° по трассе, экипаж вошел в зону осадков (дождь со снегом) с видимостью менее прогнозируемой 5 км (3 км и менее) и потерял детальную ориентировку. Пролетая над н/п Биджан, экипаж принял его за н/п Степное (9 км южнее Биджана). Продолжая полет и ориентируясь по Биджану, как по Степному, экипаж в ливневом снеге вошел в облачность и через 29 минут после взлета в горизонтальном полете на высоте 400 м столкнулся с верхушками деревьев высотой до 15 м на склоне горы Даур (под углом наклона траектории полета 15° к склону). Продолжая сталкиваться с деревьями, самолет столкнулся со склоном горы высотой 674 м на высоте 380 м, полностью разрушился и сгорел. КВС и 7 пассажиров погибли. Второй пилот и 4 взрослых пассажира получили ранения. Место катастрофы было обнаружено в тот же день вертолетом. Раненые вывезены. Второй пилот самостоятельно дошел до н/п Биджан. Катастрофа произошла в 15 км северо-восточнее н/п Биджан с азимутом 60° (48°03’ СШ, 132°06’ ВД). Разброс обломков 68х22 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 11 7
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-07741
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 10.12.1974
Заводской номер ВС 1G159-16
Наработка ВС (часы) 8866
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 16282175


Сведения о рейсе

Номер рейса 274
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Амурзет
Пункт назначения Биробиджан
Начальный пункт маршрута Амурзет
Конечный пункт маршрута Хабаровск (МВЛ)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: АП произошло из-за недисциплинированности экипажа, невыполнения им установленных требований руководящих документов, обеспечивающих безопасность полетов. В нарушение НПП ГА-78 экипаж:
    - принял решение на вылет при прогнозе погоды ниже установленного минимума трассы;
    - не доложил диспетчеру об условиях полета, изменил маршрут без разрешения диспетчера;
    - при ухудшении метеоусловий не принял решение на возврат и не перешел на полет по ППП;
    - принял решение на вылет на неисправном самолете;
    - не выполнял полет в строгом соответствии с полетным заданием, нарушил правила ведения радиосвязи.
    На исход полета оказали влияние неудовлетворительное метеообеспечение полета – неоправдавшийся прогноз по видимости, отсутствие связи по УКВ радиостанции, что исключало возможность использовать пеленгатор а/п Амурзет, неисправность ОПРС Амурзет, наличие серьезных недостатков в организации летной работы и управления воздушным движением во 2-м Хабаровском ОАО.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной АП явилось: неудовлетворительная организация, обеспечение и контроль за выполнением полетов командно-руководящим составом 2-го ХОАО на МВЛ в приграничной полосе и нарушение экипажем установленных правил полетов на МВЛ, выразившихся в выполнении полетов не по установленному маршруту, на высоте ниже безопасной для полетов по ППП, непринятии решения на возврат при встрече погоды хуже установленного минимума при неоправдавшемся прогнозе погоды.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.