Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Коми УГА близ а/п Сыктывкар
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 марта 1977 г.
Время:  13:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, Сыктывдинский район, близ н/п Лемью, 13 км северо-восточнее а/п Сыктывкар
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-92841
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
Рейс:  384
 


Описание
    Экипаж Ан-2 №92841 72 летного отряда выполнял рейс №384 Тимшер - Усть-Кулом – Сыктывкар. Взлет в а/п Усть-Кулом произведен в 12:28 мск. Через пять минут, в 12:33, в а/п Усть-Кулом произвел взлет Ан-2 №98382 того же летного отряда рейсом в Сыктывкар. Ранее, в 12:25, взлет на Сыктывкар произвел и самолет Ан-2 №92883. Все экипажи получили прогнозы погоды по маршруту и аэродрому посадки, не препятствующие выполнению задания, и следовали по ПВП на одной высоте 350 м по приведенному давлению.
    Прогноз погоды по маршруту Усть-Кулом – Сыктывкар с 12:00 до 18:00 предусматривал: облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 300-500 м, средняя, слабое обледенение в облаках, умеренная болтанка, кратковременный снег, видимость 6-10 км, в снеге 2-4 км, ветер 250-270° 30-40 км/ч. По аэропорту Сыктывкар с 12:00 до 15:00 – облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 700-800 м, высоко-кучевая 2000-2500 м, средняя, в облаках слабое обледенение, кратковременный снег, видимость 6-10 км, в снеге 2-4 км, ветер 200-220° 6-9 м/с.
    Полет по маршруту до зоны МДП а/п Сыктывкар обоих ВС происходил без отклонений. Фактические метеоусловия соответствовали прогнозу погоды. Диспетчер МДП при выходе на связь обоих ВС дал условия подхода, но контроль полета их с помощью радиотехнических средств не осуществлял. После входа самолетов Ан-2 в зону взлета и посадки а/п Сыктывкар все они были снижены диспетчером СДП до высоты 150 м.
    Фактическая погода а/п Сыктывкар характеризовалась прохождением непрогнозируемого вторичного холодного фронта, смещавшегося с северо-запада на юго-восток со скоростью 50 км/ч.
    В 13:12 диспетчер получил корректив прогноза погоды по видимости – 800-1300 м до 15:00 и передал его экипажам, а через 2 минуты передал фактическую видимость в аэропорту 3000 м.
    В 13:15 Ан-2 №92841 вышел из зоны МДП Сыктывкар и перешел на связь с диспетчером старта, который дал условия подхода и посадки. В 13:19:30 экипаж доложил о пролете коридора входа и получил от диспетчера СДП условия входа в круг. Горизонтальная видимость на 13:20 составляла 4000 м, что соответствовало минимуму КВС.
    В 13:13 ст. инженер-синоптик по ГГС передала диспетчеру МДП: «Пишу корректив к прогнозу с 13:30, видимость 1500-2500 м. Этот новый корректив к прогнозу по видимости по маршрутам в 13:20, при фактической видимости в а/п 4000 м, был передан диспетчером МДП экипажу Ан-2 №98382 на удалении 30 км от аэропорта. Условия соответствовали минимуму КВС и он получил разрешение работать со стартом. В 13:21:37 экипаж вышел на связь с СДП и получил условия подхода и посадки.
    К 13:23:10 смещавшийся вторичный холодный фронт подошел к аэропорту. Начался сильный снегопад. Видимость резко ухудшилась до 400 м. Снегопад на аэродроме продолжался до 13:50 при видимости от 400 до 2000 м. Диспетчер старта дал команду бортам работать в зоне ожидания. В 13:23:16 КВС Ан-2 №92841, получив эту команду, доложил, что следует в Лемью. Такое решение он принял, исходя из создавшейся навигационной обстановки, так как через зону ожидания Озел должен был проходить Ан-2 №98382. В 13:26 Ан-2 №92841 прибыл к н/п Лемью и приступил к выполнению правого виража на высоте 150 м.
    Экипаж Ан-2 №92883 начал следовать на контрольный ориентир разводки трассы Сыктывкар- Усть-Кулом.
    КВС Ан-2 №98382 команды диспетчера в 13:23:16 и в 13:23:25 не слышал, а диспетчер старта, не получив подтверждения от экипажа, продолжал работу с другими ВС. В 13:29:10 Ан-2 №98382 доложил: «Озел, 150». В 13:29:30 диспетчер СДП уточнил, с каким курсом он следует. Получив ответ 240°, он дал команду разворачиваться на курс 180° на запасной аэродром Корткерос, который расположен на трассе Сыктывкар - Усть-Кулом в 45 км от Сыктывкара. Экипаж выполнил эту команду и после разворота на МК=180° для выхода на разводку трассы прошел этим курсом 30-40 секунд и вошел в зону сильного снегопада с видимостью менее 1000 м, пересекая район, где находился Ан-2 №92841 в правом вираже.
    Экипаж Ан-2 №92841, выполняя вираж над над н/п Лемью, увидел самолет Ан-2 и для предотвращения столкновения с ним резко увеличил крен. В результате из-за большого крена и малой высоты самолет столкнулся со льдом реки Вычегда. Ударившись о лед, самолет продвинулся на 105 м, в середине пути перевернувшись через правое крыло. Все находившиеся на борту получили ранения. Одна пассажирка, получившая перелом шейного отдела позвоночника, скончалась на 4-й день в больнице. Катастрофа произошла между 13:29 и 13:31 в точке с координатами: 61°43’15” СШ, 51°03’26” ВД (13 км от а/п Сыктывкар с азимутом 55°).
    У самолета разрушены: носовая часть фюзеляжа до 5 шпангоута, правая полукоробка крыльев и узлы ее навески, основное шасси с узлами навески, центропланная часть фюзеляжа, правая половина стабилизатора. Двигатель с моторамой отделился.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 7 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-92841
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.11.1964
Заводской номер ВС 1G52-33
Наработка ВС (часы) 12589
Наработка ВС (циклы) 20460
Силовая установка КЛ 3215043


Сведения о рейсе

Номер рейса 384
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Кулом
Пункт назначения Сыктывкар
Начальный пункт маршрута Тимшер
Конечный пункт маршрута Сыктывкар


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В ходе расследования установлено, что руководитель полетов при получении корректива к прогнозу погоды вместо того, чтобы своевременно и активно включиться в управление полетами и дать конкретные указания о направлении самолетов на запасной аэродром самоустранился от этой работы. Указания от него диспетчерскому составу поступили в 13:22, когда погода стала хуже установленного минимума для полетов по ПВП, причем его указания были неконкретными, запасные аэродрмоы не определены и все пять самолетов Ан-2, находящихся в зоне взлета и посадки, были направлены на аэродром Корткерос, что в конкретной метеорологической обстановке не обеспечивало безопасные интервалы их движения.
    Диспетчер МДП, в нарушение требований технологии работы, местонахождение самолетов не контролировал, при получении штормового предупреждения об опасном метеоявлении указание о возврате самолетов Ан-2 не дал и не принял мер по предотвращению попадания самолетов в условия хуже установленного минимума. Получаемую от АМСГ метеоинформацию не уточнял и передавал ее экипажам в искаженном виде, дезинформируя их по району прогнозов.
    Диспетчер СДП вместо того, чтобы дать четкие указания каждому экипажу об условиях полета, принять необходимые меры и обеспечить следование самолетов Ан-2 по раздельным маршрутам, путем периодического контроля направления их движения с помощью УКВ автоматического пеленгатора, их местонахождение не контролировал и, не разобравшись в воздушной обстановке, дал команду всем бортам следовать в зону ожидания на одной высоте, а затем на запасной аэродром Корткерос, не определив маршруты следования. Подтверждения о принятии экипажем его команды не требовал, действия экипажей не знал и не запрашивал об их месте и высотах полета.
    Экипажи самолетов Ан-2 после получения шторм-предупреждения по а/п Сыктывкар, вместо своевременного и грамотного решения о возврате в пункт вылета, так как прогнозируемая погода по пункту посадки не соответствовала их минимуму, находясь еще в зоне хорошей погоды, продолжали безрассудно следовать в Сыктывкар. В дальнейшем, оказавшись в условиях, не позволяющих производить полет по ПВП и, не зная своего местонахождения относительно друг друга, диспетчеру об условиях полета не сообщили и не способствовали активизации его деятельности по управлению самолетами.
    При анализе метеорологического обеспечения также вскрыты серьезные недостатки. Прогнозы погоды по маршруту и пункту посадки не оправдались. Коррективы к прогнозам по ГГС давались нечетко. Так, в 13:13 ст. инженер-синоптик по ГГС передала диспетчеру СДП корректив с 13:30, не указав, к какому району он относится. Впоследствии диспетчером МДП данный корректив к прогнозу передавался экипажам, как корректив по району а/п Сыктывкар, хотя, по объяснениям синоптика, это относилось к МВЛ. В метеорологической документации данный корректив не нашел отражения. По трассам МВЛ корректив к прогнозу составлен с опозданием на 15 минут.
   
    Выводы: развитие аварийной ситуации началось из-за неудовлетворительного руководства воздушными судами в зоне МДП МВЛ и СДП в условиях резко ухудшающейся метеорологической видимости вследствие непрогнозируемого прохождения вторичного холодного фронта. В результате, при выполнении общей команды диспетчера МДП о работе всем бортам в зоне ожидания с последующим перенацеливанием их на выход на восток, экипажи Ан-2 №92841 и 98382 попали в интенсивно смещающуюся зону осадков с ограниченной видимостью. Выполняя правый вираж в зоне ожидания, экипаж Ан-2 №92841 неожиданно увидел перед собой самолет Ан-2, идущий на одной высоте на встречно-пересекающихся курсах. КВС для предотвращения столкновения резко отвернул со снижением с большим креном вправо и из-за малой высоты столкнулся со льдом реки.
    Неправильная оценка синоптической обстановки дежурными синоптиками при составлении прогноза погоды по маршруту и аэродрому (не указано прохождение вторичного холодного фронта) не нацелило экипажи на возможное резкое ухудшение погодных условий, а сообщение о видимости 1500-2500 м с 13:30, переданное экипажу Ан-2 №98382, прямо дезинформировало его.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основной причиной катастрофы является опасное сближение самолетов вследствие крайне безответственного отношения руководящего и диспетчерского состава службы движения а/п Сыктывкар к выполнению должностных обязанностей по организации и управлению воздушным движением самолетов Ан-2 и неправильное решение экипажей на продолжение полетов при получении данных об ухудшении погоды.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.