|
|
|
Столкновение в воздухе двух Ан-2 УГАЦ и Ленинградского УГА в Вологодской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 февраля 1978 г.
Время: 12:42
Страна: СССР
Место происшествия: Вологодская область, Тотемский район, 3,6 км восточнее н.п. Красное
Тип ВС: Ан-2ТП
Регистрация ВС: СССР-40570
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: УГАЦ, Ярославский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж самолета Ан-2ТП №40570 319 летного отряда выполнял грузовой полет вне расписания по маршруту Ярославль - Вологда (без посадки) - Тотьма – Вел. Устюг – Котлас – Ухта – Печора. Груз запасных частей весом 840 кг состоял из трех рессор к а/м МАЗ-500, картера моста и ступиц к а/м ЗИЛ-157, насосов ВК-450 и электромотора. Вылет из Ярославля произведен в 10:32.
Прогноз погоды по маршруту предусматривал: антициклон, облачность 10 баллов слоистая высотой 200 м, слабый снег, дымка, видимость 2-4 км, ветер неустойчивый 1-4 м/с.
В 11:44 экипаж доложил пролет Вологды. В 11:45 по маршруту Вологда – Бабушкино (пос. им. Бабушкина) был выпущен экипаж самолета Ан-2 №43942, а в 11:50 по тому же маршруту – экипаж 71 летного отряда самолета Ан-2ТП №40563, выполнявший рейс №683 с посадками в Бабушкино и Фетинино. До 11:54 диспетчерская служба выпустила по тому же маршруту еще два ВС – Ан-2 и Ми-8. Самолеты Ан-2 №№40570, 43942 и 40563 следовали по одному маршруту через пункты Лобково, Шуйское, траверз Ретчи и Красное. Ан-2 №43942 обогнал Ан-2 №40570 на участке Шуйское – траверз Ретчи и далее следовал впереди. В 12:14 экипаж Ан-2 №40570 доложил пролет Шуйского на высоте 300 м по приведенному давлению. В 12:15:33 пролет Шуйского доложил экипаж Ан-2 №40563.
В 12:40:25 экипаж Ан-2№40570 доложил пролет Красного. При этом при полете по данной трассе до Тотьмы доклад Красного не требовался, а следовало доложить пролет Осовой (данный пункт расположен на 15 км дальше по трассе). Неустановленный экипаж, слышавший этот доклад, сделал экипажу Ан-2 №40570 замечание. Экипаж, с некоторым замешательством в голосе, дал подтверждение и, вероятно, начал искать пункт Осовая на полетной карте, отвлекшись от ведения визуальной и радиоосмотрительности.
Через 20 секунд, в 12:40:45, пролет Красного на высоте 300 м доложил экипаж Ан-2 №40563. После пролета Красного Ан-2 №40570 должен был следовать с МПУ=27° на Тотьму, а Ан-2 №40570 – с МПУ=63° на Бабушкино.
В 12:42 самолеты Ан-2 №40570 и 40563 столкнулись в воздухе на высоте 300 м (истинная высота 125 м) в 3 600 м восточнее центра Красного на попутно-пересекающихся курсах под углом 28°. При столкновении Ан-2 №40563 своим воздушным винтом начал разрушать законцовку и элерон левого верхнего крыла Ан-2 №40570 с последующим разрушением верхней части его фюзеляжа в районе шпангоутов №14-15, а ударом правой лыжей разрушил его левый борт в районе 17-19 шпангоутов, что привело к полному разрушению Ан-2 №40570 в воздухе. Неуправляемый самолет с креном 85-90° под углом 70-75° столкнулся с землей и полностью разрушился. Пожара не было. Катастрофа произошла среди редколесья в 350 м от берега р. Сухона (59°39’08” СШ, 42°18’42” ВД).
От места падения фюзеляжа на удалении 115 м с азимутом 180° находились хвостовая часть фюзеляжа, киль и правая половина стабилизатора; на удалении 141 м с азимутом 211° - левая половина стабилизатора; на удалении 122 м с азимутом 215° - часть обшивки левого борта; на удалении 159 м с азимутом 208° - верхняя часть фюзеляжа от 15 до 16 шпангоутов; на удалении 170 м с азимутом 206° - передняя часть левого элерона; на удалении 191 м с азимутом 202° - нижняя часть фюзеляжа с 18 по 22 шпангоуты.
Ан-2 №40563, получивший повреждение воздушного винта, правой лыжи и правого нижнего крыла, благополучно произвел посадку в а/п МВЛ Тотьма (46 км от места столкновения). Два члена экипажа и находившиеся на борту 6 пассажиров не пострадали.
На момент авиационного происшествия в районе Красного была облачность высотой 200-250 м, видимость 4-6 км, обледенение отсутствовало.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2ТП |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-40570 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.06.1967 |
Заводской номер ВС |
1G84-23 |
Наработка ВС (часы) |
10050 |
Наработка ВС (циклы) |
23747 |
Силовая установка |
15335197 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
УГАЦ, Ярославский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ярославль (Туношна) |
Пункт назначения |
Тотьма |
Начальный пункт маршрута |
Ярославль (Туношна) |
Конечный пункт маршрута |
Печора |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: развитие аварийной ситуации началось в результате:
- невыполнения диспетчерским составом службы движения Вологодского ОАО требований приказа МГА 017-77 в части соблюдения 10-ти минутного интервала при выпуске ВС при видимости менее 4 км;
- нарушения Технологии работы диспетчером МДП МВЛ;
- недостаточной радио- и визуальной осмотрительности экипажей.
Это привело к нарушению интервалов и сближению самолетов в районе н.п. Красное. В создавшейся ситуации экипаж Ан-2 №40563 не обеспечил необходимой визуальной и радиоосмотрительности, догнал Ан-2 №40570 и нанес удар с левой стороны задней полусферы на попутно-пересекающихся курсах.
Экипаж Ан-2 №40570 не обеспечил радиоосмотрительность в полете.
Недостаточный уровень подготовки второго пилота экипажа Ан-2 №40563 для полета в рейсовых условиях (прибыл из училища ГА в октябре 1977 г и совершал первый производственный полет) не позволил обеспечить визуальную и радиоосмотрительность, что оказало влияние на развитие аварийной ситуации.
Уровень подготовки диспетчера МДП МВЛ, в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие, не вполне соответствует требованиям обеспечения безопасности полетов. Он допустил нарушение требований НПП ГА-71 и Технологии работы в части ведения графического метода контроля, периодически не запрашивал экипажи об условиях полета, не принял своевременных мер по предотвращению сближения Ан-2 №40563 и 43942 с Ан-2 №40570 при прогнозе погоды с облачностью высотой 100-200 м и видимостью 2-4 км. Весь процесс УВД он свёл к контролю докладов экипажей о пролете пунктов обязательного донесения, не потребовал докладов экипажей Ан-2 №43942 и 40570 о пролете траверза Ретчи. Зная из радиообмена, что интервал выпуска ВС службой УВД нарушен, экипажи трех вышеуказанных самолетов не усилили осмотрительность.
С 11:44 по 11:54 службой движения по одному маршруту выпущены три Ан-2 и один Ми-8. Руководитель полетов работу диспетчеров по соблюдению интервалов выпуска не контролировал, хотя дал им это указание на инструктаже.
Причина разницы путевых скоростей однотипных самолетов Ан-2 №40570 и 40563 (160 и 175 км/ч) не установлена. Степень влияния метеоусловий на развитие аварийной ситуации установить не представилось возможным в связи с отсутствием метеонаблюдений в районе Красного. На участке маршрута Шуйское – Красное экипажи уменьшили высоту полета.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: основной причиной катастрофы является нарушение экипажем Ан-2 №40563 установленных НПП ГА-71 интервалов при догоне Ан-2 №40570 из-за несоблюдения правил визуальной и радиоосмотрительности в полете, а также нарушение приказа 017-77 и неудовлетворительное УВД в Вологодском ОАО.
Сопутствующей причиной является несоблюдение экипажем Ан-2 №40570 радиоосмотрительности.
В особом мнении члены комиссии – представители ЛенУГА и Вологодского ОАО, отмечают, что экипаж Ан-2 №40570 допустил вылет из Ярославля с перегрузом 150 кг. Вследствие большого полетного веса самолет имел малую путевую скорость. За 2 мин 45 сек до столкновения экипаж Ан-2 №40570 доложил пролет Красного, фактически над ним не находясь. Согласно проведенным расчетам, в случае пролета Красного в момент доклада, ко времени авиационного происшествия самолет бы находился на большем удалении от Красного. Из расчетов получается, что в момент доклада экипаж самолета Ан-2 №40570 находился в 1 300 м южнее Красного, допустив на участке Шуйское – Красное уклонение вправо от ЛЗП. Своим докладом о пролете Красного он дезинформировал экипаж Ан-2 №40563, который прошел Красное через 20 секунд после доклада экипажа Ан-2 №40570. По характеру разброса обломков можно предположить, что курс полета Ан-2 №40570 при столкновении был 10°. Таким образом, столкновение произошло под углом 53° и перед столкновением экипажи находились в равных условиях в части ведения визуальной осмотрительности.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Данные по Ан-2ТП №40563:
Заводской номер 1G84-16
Выпущен 27.06.1967
Наработки снэ: 11038 часов 49 минут, 11671 посадка
Двигатель № 14226173 |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|