Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение в воздухе двух Ан-2 УГАЦ и Ленинградского УГА в Вологодской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 февраля 1978 г.
Время:  12:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Вологодская область, Тотемский район, 3,6 км восточнее н.п. Красное
Тип ВС:  Ан-2ТП
Регистрация ВС:  СССР-40570
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Ярославский ОАО
 


Описание
    Экипаж самолета Ан-2ТП №40570 319 летного отряда выполнял грузовой полет вне расписания по маршруту Ярославль - Вологда (без посадки) - Тотьма – Вел. Устюг – Котлас – Ухта – Печора. Груз запасных частей весом 840 кг состоял из трех рессор к а/м МАЗ-500, картера моста и ступиц к а/м ЗИЛ-157, насосов ВК-450 и электромотора. Вылет из Ярославля произведен в 10:32.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: антициклон, облачность 10 баллов слоистая высотой 200 м, слабый снег, дымка, видимость 2-4 км, ветер неустойчивый 1-4 м/с.
    В 11:44 экипаж доложил пролет Вологды. В 11:45 по маршруту Вологда – Бабушкино (пос. им. Бабушкина) был выпущен экипаж самолета Ан-2 №43942, а в 11:50 по тому же маршруту – экипаж 71 летного отряда самолета Ан-2ТП №40563, выполнявший рейс №683 с посадками в Бабушкино и Фетинино. До 11:54 диспетчерская служба выпустила по тому же маршруту еще два ВС – Ан-2 и Ми-8. Самолеты Ан-2 №№40570, 43942 и 40563 следовали по одному маршруту через пункты Лобково, Шуйское, траверз Ретчи и Красное. Ан-2 №43942 обогнал Ан-2 №40570 на участке Шуйское – траверз Ретчи и далее следовал впереди. В 12:14 экипаж Ан-2 №40570 доложил пролет Шуйского на высоте 300 м по приведенному давлению. В 12:15:33 пролет Шуйского доложил экипаж Ан-2 №40563.
    В 12:40:25 экипаж Ан-2№40570 доложил пролет Красного. При этом при полете по данной трассе до Тотьмы доклад Красного не требовался, а следовало доложить пролет Осовой (данный пункт расположен на 15 км дальше по трассе). Неустановленный экипаж, слышавший этот доклад, сделал экипажу Ан-2 №40570 замечание. Экипаж, с некоторым замешательством в голосе, дал подтверждение и, вероятно, начал искать пункт Осовая на полетной карте, отвлекшись от ведения визуальной и радиоосмотрительности.
    Через 20 секунд, в 12:40:45, пролет Красного на высоте 300 м доложил экипаж Ан-2 №40563. После пролета Красного Ан-2 №40570 должен был следовать с МПУ=27° на Тотьму, а Ан-2 №40570 – с МПУ=63° на Бабушкино.
    В 12:42 самолеты Ан-2 №40570 и 40563 столкнулись в воздухе на высоте 300 м (истинная высота 125 м) в 3 600 м восточнее центра Красного на попутно-пересекающихся курсах под углом 28°. При столкновении Ан-2 №40563 своим воздушным винтом начал разрушать законцовку и элерон левого верхнего крыла Ан-2 №40570 с последующим разрушением верхней части его фюзеляжа в районе шпангоутов №14-15, а ударом правой лыжей разрушил его левый борт в районе 17-19 шпангоутов, что привело к полному разрушению Ан-2 №40570 в воздухе. Неуправляемый самолет с креном 85-90° под углом 70-75° столкнулся с землей и полностью разрушился. Пожара не было. Катастрофа произошла среди редколесья в 350 м от берега р. Сухона (59°39’08” СШ, 42°18’42” ВД).
    От места падения фюзеляжа на удалении 115 м с азимутом 180° находились хвостовая часть фюзеляжа, киль и правая половина стабилизатора; на удалении 141 м с азимутом 211° - левая половина стабилизатора; на удалении 122 м с азимутом 215° - часть обшивки левого борта; на удалении 159 м с азимутом 208° - верхняя часть фюзеляжа от 15 до 16 шпангоутов; на удалении 170 м с азимутом 206° - передняя часть левого элерона; на удалении 191 м с азимутом 202° - нижняя часть фюзеляжа с 18 по 22 шпангоуты.
    Ан-2 №40563, получивший повреждение воздушного винта, правой лыжи и правого нижнего крыла, благополучно произвел посадку в а/п МВЛ Тотьма (46 км от места столкновения). Два члена экипажа и находившиеся на борту 6 пассажиров не пострадали.
    На момент авиационного происшествия в районе Красного была облачность высотой 200-250 м, видимость 4-6 км, обледенение отсутствовало.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2ТП
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40570
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.06.1967
Заводской номер ВС 1G84-23
Наработка ВС (часы) 10050
Наработка ВС (циклы) 23747
Силовая установка 15335197


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Ярославский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ярославль (Туношна)
Пункт назначения Тотьма
Начальный пункт маршрута Ярославль (Туношна)
Конечный пункт маршрута Печора


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: развитие аварийной ситуации началось в результате:
    - невыполнения диспетчерским составом службы движения Вологодского ОАО требований приказа МГА 017-77 в части соблюдения 10-ти минутного интервала при выпуске ВС при видимости менее 4 км;
    - нарушения Технологии работы диспетчером МДП МВЛ;
    - недостаточной радио- и визуальной осмотрительности экипажей.
    Это привело к нарушению интервалов и сближению самолетов в районе н.п. Красное. В создавшейся ситуации экипаж Ан-2 №40563 не обеспечил необходимой визуальной и радиоосмотрительности, догнал Ан-2 №40570 и нанес удар с левой стороны задней полусферы на попутно-пересекающихся курсах.
    Экипаж Ан-2 №40570 не обеспечил радиоосмотрительность в полете.
    Недостаточный уровень подготовки второго пилота экипажа Ан-2 №40563 для полета в рейсовых условиях (прибыл из училища ГА в октябре 1977 г и совершал первый производственный полет) не позволил обеспечить визуальную и радиоосмотрительность, что оказало влияние на развитие аварийной ситуации.
    Уровень подготовки диспетчера МДП МВЛ, в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие, не вполне соответствует требованиям обеспечения безопасности полетов. Он допустил нарушение требований НПП ГА-71 и Технологии работы в части ведения графического метода контроля, периодически не запрашивал экипажи об условиях полета, не принял своевременных мер по предотвращению сближения Ан-2 №40563 и 43942 с Ан-2 №40570 при прогнозе погоды с облачностью высотой 100-200 м и видимостью 2-4 км. Весь процесс УВД он свёл к контролю докладов экипажей о пролете пунктов обязательного донесения, не потребовал докладов экипажей Ан-2 №43942 и 40570 о пролете траверза Ретчи. Зная из радиообмена, что интервал выпуска ВС службой УВД нарушен, экипажи трех вышеуказанных самолетов не усилили осмотрительность.
    С 11:44 по 11:54 службой движения по одному маршруту выпущены три Ан-2 и один Ми-8. Руководитель полетов работу диспетчеров по соблюдению интервалов выпуска не контролировал, хотя дал им это указание на инструктаже.
    Причина разницы путевых скоростей однотипных самолетов Ан-2 №40570 и 40563 (160 и 175 км/ч) не установлена. Степень влияния метеоусловий на развитие аварийной ситуации установить не представилось возможным в связи с отсутствием метеонаблюдений в районе Красного. На участке маршрута Шуйское – Красное экипажи уменьшили высоту полета.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основной причиной катастрофы является нарушение экипажем Ан-2 №40563 установленных НПП ГА-71 интервалов при догоне Ан-2 №40570 из-за несоблюдения правил визуальной и радиоосмотрительности в полете, а также нарушение приказа 017-77 и неудовлетворительное УВД в Вологодском ОАО.
    Сопутствующей причиной является несоблюдение экипажем Ан-2 №40570 радиоосмотрительности.
    В особом мнении члены комиссии – представители ЛенУГА и Вологодского ОАО, отмечают, что экипаж Ан-2 №40570 допустил вылет из Ярославля с перегрузом 150 кг. Вследствие большого полетного веса самолет имел малую путевую скорость. За 2 мин 45 сек до столкновения экипаж Ан-2 №40570 доложил пролет Красного, фактически над ним не находясь. Согласно проведенным расчетам, в случае пролета Красного в момент доклада, ко времени авиационного происшествия самолет бы находился на большем удалении от Красного. Из расчетов получается, что в момент доклада экипаж самолета Ан-2 №40570 находился в 1 300 м южнее Красного, допустив на участке Шуйское – Красное уклонение вправо от ЛЗП. Своим докладом о пролете Красного он дезинформировал экипаж Ан-2 №40563, который прошел Красное через 20 секунд после доклада экипажа Ан-2 №40570. По характеру разброса обломков можно предположить, что курс полета Ан-2 №40570 при столкновении был 10°. Таким образом, столкновение произошло под углом 53° и перед столкновением экипажи находились в равных условиях в части ведения визуальной осмотрительности.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Данные по Ан-2ТП №40563:
   
    Заводской номер 1G84-16
    Выпущен 27.06.1967
    Наработки снэ: 11038 часов 49 минут, 11671 посадка
    Двигатель № 14226173
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.