Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение в воздухе двух Ан-2 Узбекского УГА в Саратовской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 марта 1977 г.
Время:  14:59
Страна:  СССР
Место происшествия:  Саратовская область, Перелюбский район, близ села Натальин Яр
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-28938
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Ургенчский ОАО
 


Описание
    Группа в составе семи самолетов Ан-2 314 летного отряда выполняла перелет на АХР по маршруту Ургенч – Мячково. Взлет из а/п Уральск был произведен в 12:33 мск. Посадка предусматривалась в а/п Пенза. Полет проходил по трассе через Перелюб и Русский Камешкир.
    Прогноз погоды по маршруту с 12:00 до 17:00 предусматривал: полет в тылу циклона при облачности 2-5 баллов, разорвано-дождевая высотой 100-200 м, 7-10 баллов слоисто-дождевая высотой 200-300 м, дымка, видимость 3-5 км, ветер на высоте 500 м: 20°, 30 км/ч.
    Аварийная ситуация возникла при выполнении группового полета с неоднократным входом в облачность. При отсутствии достаточной видимости, второй и третий борта группы столкнулись в воздухе, не выдержав установленной дистанции и интервала. Катастрофа произошла в 12:59 мск (14:59 местного времени) в 85 км с азимутом 315° от а/п Уральск. Оба ВС упали в степной местности, через 350 м от точки столкновения, в 25 м друг от друга, полностью разрушились и сгорели. Все 10 человек, находившихся на бортах обоих самолетов, погибли (5 членов экипажей, по одному авиатехнику и авиамеханику на каждом борту и инженер РЭСОС на борту Ан-2 №32112).
    Ан-2 №32112 находился выше Ан-2 №28938 на 1,5 м и своим воздушным винтом и левой полукоробкой разрушил с правой стороны силовую установку Ан-2 №28938 и его правую полукоробку. При разрушении топливных и масляных коммуникаций на Ан-2 №28938 в воздухе возник пожар и оба самолета падали горящими.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-28938
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 01.08.1961
Заводской номер ВС 1G08-23
Наработка ВС (часы) 10058
Наработка ВС (циклы) 27097
Силовая установка 6625436


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Ургенчский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Уральск
Пункт назначения Пенза (Терновка)
Начальный пункт маршрута Ургенч
Конечный пункт маршрута Москва (Мячково)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: При подготовке к данному полету старший группы – командир АЭ, и ведущий группы – командир звена, не произвели детального анализа прогноза погоды по маршруту Уральск – Пенза, не определили, что при минимуме группы по высоте облачности 250 м отсутствует высота, на которой возможно выполнять полет по ПВП, и приняли решение на производство полета при погоде, не позволяющей выполнять полет группой самолетов на расчетной высоте по ПВП.
    Во время полета, при встрече на уровне полета облачности, вместо принятия решения о возврате на аэродром вылета, экипажи самолетов продолжали полет, временами входя в облачность и изменяя высоту полета без доклада и согласования с диспетчером УВД. В результате этих нарушений на высоте 500 м произошло столкновение.
    Контроль предполетной подготовки экипажей в а/п Уральск со стороны дежурного штурмана был проведен некачественно, не была проведена детальная проверка знаний и наличия у каждого из них радиоданных по маршруту полета.
    Дежурный командир Уральского ОАО, несмотря на погодные условия по району полетов и маршрутам МВЛ, близких к предельным для полетов по ПВП, полностью устранился от контроля за обоснованностью принятия решения на вылет командиром группы.
    Диспетчер АДП, не проведя достаточно глубокого анализа метеообстановки и возможности осуществления полета на расчетной безопасной высоте по ПВП, дала диспетчерское разрешение на вылет группы.
    УВД осуществлял диспетчер МВЛ, не имевший информации о метеообстановке по маршруту. Фактическая обстановка по маршруту соответствовала выданному прогнозу погоды.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: непосредственной причиной столкновения является грубое нарушение экипажами ВС правил полетов, выразившееся в выполнении полета в составе группы временами в облаках и непринятие ими своевременного решения на возврат на аэродром вылета при встрече погоды, не позволяющей выполнять полет на безопасной, а также выбранной высоте по ПВП.
    Происшествию способствовало:
    - необоснованно принятое решение командира группы на вылет;
    - разрешение на производство полета при метеоусловиях, не позволяющих выполнять полеты по ПВП ниже низшего эшелона, со стороны должностных лиц службы движения;
    - отсутствие контроля за обоснованностью принятия решения командирами ВС со стороны дежурного командира Уральского ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.