Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение в воздухе двух Ан-2 Северо-Кавказского УГА в Серафимовичском районе Волгоградской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 октября 1980 г.
Время:  11:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Волгоградская область, Серафимовичский район, 10 км южнее н.п. Клетско-Почтовский
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-91775
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Волгоградский ОАО
 


Описание
    В день происшествия экипажи двух самолетов Ан-2 №91762 и №91775 80 летного отряда выполняли полеты из Волгограда. Имевший санзадание экипаж Ан-2 №91762 произвел взлет в 10:20 мск для полета по маршруту Волгоград – Клетская – Михайловка. На борту находилось два врача. В 10:29 произвел взлет Ан-2 №91775. Экипаж имел задание по облету оперативных точек АХР по маршруту с посадками в Букановской и совхозе Вильямса Новоаннинского р-на и оказания технической помощи. На борту находился служебный пассажир – инженер отдела ПАНХ. До выхода из зоны МДП МВЛ Волгограда самолеты следовали по одному маршруту.
    В 10:56 экипаж Ан-2 №91775 доложил о входе в зону КДП МВЛ Серафимович. В 10:57 экипаж Ан-2 №91762 произвел посадку в Клетской и доложил о посадке в 10:58 на КДП МВЛ Серафимович. После высадки одного врача самолет произвел взлет в 11:03. Диспетчер-информатор КДП МВЛ Серафимович, получив сообщение о взлете Ан-2 №91762, дал указание экипажу следовать на высоте 400 м и доложить пролет Зимняцкого. До набора заданной высоты второй пилот занимался оформлением полетной документации и за правой полусферой не следил. После взлета и левого разворота самолет продолжил полет на высоте 400 м с МК=335°. КВС не предупредил диспетчера-информатора, что при следовании на Зимняцкий он будет пересекать трассу МВЛ Сиротинская – Серафимович, и, не получив от диспетчера разрешение на ее пересечение, продолжал полет. В это время по данной трассе в сторону а/п Серафимович на высоте 400 м с МК=290° следовал Ан-2 №91775. Экипажи обоих самолетов визуальной осмотрительностью в полете не занимались, радиоосмотрительностью пренебрегли.
    В 11:10, в простых метеоусловиях (видимость 20 км) при хорошем солнечном освещении самолеты сблизились и столкнулись под углом 45° на высоте 400 м по приведенному давлению (истинная высота 300 м) в 10 км южнее н.п. Клетско-Почтовский. В последний момент КВС, увидев через правое переднее стекло второго пилота другой самолет Ан-2, резко взял штурвал на себя с одновременной попыткой отворота вправо. Однако Ан-2 №91762 воздушным винтом разрушил левую половину стабилизатора Ан-2 №91775, который, после разрушения хвостового оперения перешел в неуправляемое снижение с большой вертикальной скоростью, столкнулся с землей под углом около 50°, разрушился и сгорел. Оба пилота и служебный пассажир погибли. Катастрофа произошла на сильно пересеченной местности с группами небольших деревьев. Разброс обломков составил 854 м.
    У Ан-2 №91762 из-за повреждения воздушного винта и появившегося дисбаланса возникла сильная тряска. В результате дальнейшее продолжение полета стало невозможно. Экипаж произвел вынужденную посадку на сильно пересеченной местности в 2 км севернее места происшествия. Никто из находившихся на борту не пострадал. В процессе снижения КВС трижды передал на КДП Серафимович о столкновении с «каким-то самолетом Ан-2».
    У Ан-2 №91762 разрушен 1-ый шпангоут, деформирована обшивка слева, разрушена обшивка нижнего крыла, поврежден воздушный винт, втулка ВВ, капоты двигателя, имеется ряд незначительных повреждений левой полукоробки крыльев и фюзеляжа слева.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-91775
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 18.10.1963
Заводской номер ВС 1G38-22
Наработка ВС (часы) 17292
Наработка ВС (циклы) 25606
Силовая установка 1533568


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Волгоградский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Волгоград (Гумрак)
Пункт назначения Букановская
Начальный пункт маршрута Волгоград (Гумрак)
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    1) Экипажами обоих самолетов были нарушены требования НПП ГА-78, инструкции по осмотрительности и технологии работы экипажа в полете, что выразилось в отсутствии визуальной осмотрительности и радиоосмотрительности в полете.
    2) Диспетчер-информатор, не допущенный к самостоятельному УВД, находился с разрешения диспетчера КДП МВЛ на его рабочем месте. Сам диспетчер КДП МВЛ там отсутствовал, находясь на территории аэропорта и готовясь к отъезду в Волгоград для прохождения ВЛЭК. Диспетчер-информатор, в нарушение требований НПП ГА-78, не выдал находящимся у него на связи экипажам информацию о воздушной обстановке.
    Заключение: Причиной столкновения ВС является неудовлетворительная осмотрительность экипажей при полете по МВЛ и маршруту по ПВП.
    Происшествию способствовало отсутствие информации о воздушной обстановке со стороны диспетчера КДП МВЛ а/п Серафимович.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Данные об Ан-2 №91762, потерпевшем поломку:
   
    Дата выпуска: 09.10.1963
    Зав. номер: 1G38-09
    Наработки снэ: 14899 ч 11 мин, 20476 посадок
    Двигатель №6624335
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.