|
|
|
Столкновение в воздухе двух Ан-2 Северо-Кавказского УГА в Серафимовичском районе Волгоградской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 28 октября 1980 г.
Время: 11:10
Страна: СССР
Место происшествия: Волгоградская область, Серафимовичский район, 10 км южнее н.п. Клетско-Почтовский
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-91775
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское УГА, Волгоградский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия экипажи двух самолетов Ан-2 №91762 и №91775 80 летного отряда выполняли полеты из Волгограда. Имевший санзадание экипаж Ан-2 №91762 произвел взлет в 10:20 мск для полета по маршруту Волгоград – Клетская – Михайловка. На борту находилось два врача. В 10:29 произвел взлет Ан-2 №91775. Экипаж имел задание по облету оперативных точек АХР по маршруту с посадками в Букановской и совхозе Вильямса Новоаннинского р-на и оказания технической помощи. На борту находился служебный пассажир – инженер отдела ПАНХ. До выхода из зоны МДП МВЛ Волгограда самолеты следовали по одному маршруту.
В 10:56 экипаж Ан-2 №91775 доложил о входе в зону КДП МВЛ Серафимович. В 10:57 экипаж Ан-2 №91762 произвел посадку в Клетской и доложил о посадке в 10:58 на КДП МВЛ Серафимович. После высадки одного врача самолет произвел взлет в 11:03. Диспетчер-информатор КДП МВЛ Серафимович, получив сообщение о взлете Ан-2 №91762, дал указание экипажу следовать на высоте 400 м и доложить пролет Зимняцкого. До набора заданной высоты второй пилот занимался оформлением полетной документации и за правой полусферой не следил. После взлета и левого разворота самолет продолжил полет на высоте 400 м с МК=335°. КВС не предупредил диспетчера-информатора, что при следовании на Зимняцкий он будет пересекать трассу МВЛ Сиротинская – Серафимович, и, не получив от диспетчера разрешение на ее пересечение, продолжал полет. В это время по данной трассе в сторону а/п Серафимович на высоте 400 м с МК=290° следовал Ан-2 №91775. Экипажи обоих самолетов визуальной осмотрительностью в полете не занимались, радиоосмотрительностью пренебрегли.
В 11:10, в простых метеоусловиях (видимость 20 км) при хорошем солнечном освещении самолеты сблизились и столкнулись под углом 45° на высоте 400 м по приведенному давлению (истинная высота 300 м) в 10 км южнее н.п. Клетско-Почтовский. В последний момент КВС, увидев через правое переднее стекло второго пилота другой самолет Ан-2, резко взял штурвал на себя с одновременной попыткой отворота вправо. Однако Ан-2 №91762 воздушным винтом разрушил левую половину стабилизатора Ан-2 №91775, который, после разрушения хвостового оперения перешел в неуправляемое снижение с большой вертикальной скоростью, столкнулся с землей под углом около 50°, разрушился и сгорел. Оба пилота и служебный пассажир погибли. Катастрофа произошла на сильно пересеченной местности с группами небольших деревьев. Разброс обломков составил 854 м.
У Ан-2 №91762 из-за повреждения воздушного винта и появившегося дисбаланса возникла сильная тряска. В результате дальнейшее продолжение полета стало невозможно. Экипаж произвел вынужденную посадку на сильно пересеченной местности в 2 км севернее места происшествия. Никто из находившихся на борту не пострадал. В процессе снижения КВС трижды передал на КДП Серафимович о столкновении с «каким-то самолетом Ан-2».
У Ан-2 №91762 разрушен 1-ый шпангоут, деформирована обшивка слева, разрушена обшивка нижнего крыла, поврежден воздушный винт, втулка ВВ, капоты двигателя, имеется ряд незначительных повреждений левой полукоробки крыльев и фюзеляжа слева.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-91775 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
18.10.1963 |
Заводской номер ВС |
1G38-22 |
Наработка ВС (часы) |
17292 |
Наработка ВС (циклы) |
25606 |
Силовая установка |
1533568 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское УГА, Волгоградский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Волгоград (Гумрак) |
Пункт назначения |
Букановская |
Начальный пункт маршрута |
Волгоград (Гумрак) |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы:
1) Экипажами обоих самолетов были нарушены требования НПП ГА-78, инструкции по осмотрительности и технологии работы экипажа в полете, что выразилось в отсутствии визуальной осмотрительности и радиоосмотрительности в полете.
2) Диспетчер-информатор, не допущенный к самостоятельному УВД, находился с разрешения диспетчера КДП МВЛ на его рабочем месте. Сам диспетчер КДП МВЛ там отсутствовал, находясь на территории аэропорта и готовясь к отъезду в Волгоград для прохождения ВЛЭК. Диспетчер-информатор, в нарушение требований НПП ГА-78, не выдал находящимся у него на связи экипажам информацию о воздушной обстановке.
Заключение: Причиной столкновения ВС является неудовлетворительная осмотрительность экипажей при полете по МВЛ и маршруту по ПВП.
Происшествию способствовало отсутствие информации о воздушной обстановке со стороны диспетчера КДП МВЛ а/п Серафимович.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Данные об Ан-2 №91762, потерпевшем поломку:
Дата выпуска: 09.10.1963
Зав. номер: 1G38-09
Наработки снэ: 14899 ч 11 мин, 20476 посадок
Двигатель №6624335 |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|