Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение в воздухе двух Ан-2 Северного УГА близ Вологды
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 января 1968 г.
Время:  11:14
Страна:  СССР
Место происшествия:  Вологодская область, Усть-Кубинский район, 23 км северо-северо-западнее а/п Вологда
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-96226
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное УГА, Вологодский ОАО
 


Описание
    В день происшествия в связи с плохими метеоусловиями все полеты самолетов Вологодского ОАО в восточном направлении были отменены. После некоторого улучшения погоды руководитель полетов в 08:20 мск принял решение о начале полетов на МВЛ в западном и северо-западном направлениях.
    Прогноз погоды в зоне а/п Вологда с 09:00 до 12:00 предусматривал: облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 100-200 м, снег, дымка, видимость 1000-2000 м, в первой половине срока 1500-2500 м, ветер 100-120° 25-35 км/ч, в облаках обледенение. После 12:00 предусматривалось улучшение погоды.
    После решения о начале полетов экипаж Ан-2 №96226 71 летного отряда (КВС Быстров, здесь и далее все фамилии изменены) выполнил грузовой рейс Вологда – Усть-Кубинское – Вологда и в 11:04 произвел взлет для второго рейса по этому же маршруту. На борту находилось 1 020 кг груза (7 бочек с соленой сельдью).
    Экипаж Ан-2 №09667 того же летного отряда (КВС Федотов), выполнявший рейс по маршруту Вологда – Бережное – Вологда, следовал из Бережного в Вологду через Усть-Кубинское. На борту находилось 12 пассажиров. Оба самолета были оборудованы лыжным шасси.
    В 11:04 экипаж Федотова доложил о пролете Усть-Кубинского. На участке маршрута Усть-Кубинское – Вологда оба самолета оказались на встречных курсах и следовали на высоте 200-210 м по спрямленному маршруту, преднамеренно отклонившись от установленной МВЛ Вологда – Оларево –Усть-Кубинское.
    Прослушав сообщение Федотова о пролете Усть-Кубинского, Быстров передал: «на встречных иду, 09667…». На этот запрос диспетчер СДП Косоротов ответил: «да, да, в Усть-Кубинское он идет» и далее передал: «видимость отличная, погода хорошая». Затем Быстров доложил диспетчеру о занятии высоты 200 м и попросил разрешения работать с МДП, но вместо связи с МДП начал вызывать Усть-Кубинское.
    В то же время Федотов продолжал находиться на связи с СДП, интересуясь погодой на востоке.
    Самолеты, продолжая следовать со встречными курсами на одной высоте в одном районе, и, работая на различных частотах (126 и 128 МГц), оказались в условиях ухудшенной видимости до 1000 м из-за прохождения снежного заряда.
    В 11:14 в 23 км северо-северо-западнее г. Вологда на высоте 200-210 м в снегопаде произошло их столкновение. Самолет Федотова правой полукоробкой зацепил за хвостовое оперение встречного самолета Быстрова. Скорость полета самолета №09667 в этот момент составляла 174 км/ч, а самолета № 96226 – 173 км/ч. Самолеты упали в болото в 220 м друг от друга под углами более 40°. Двигатели и передние части фюзеляжей погрузились в болотистую почву на глубину до 4 м. Отдельные части самолетов были разбросаны на площади 200х300 м.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 16


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-96226
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 11.06.1966
Заводской номер ВС 1G72-10
Наработка ВС (часы) 1794
Наработка ВС (циклы) 2327
Силовая установка 6625344


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное УГА, Вологодский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Вологда
Пункт назначения Усть-Кубинское
Начальный пункт маршрута Вологда
Конечный пункт маршрута Усть-Кубинское


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: основной причиной столкновения в полете является неудовлетворительная организация и обеспечение полетов на МВЛ Вологда – Усть-Кубинское.
    Происшествию способствовали:
    а) преждевременное и неправильное решение диспетчера Косоротова М.К. о прекращении связи с Быстровым и халатное руководство полетами этих самолетов;
    б) попадание самолетов в зону снегопада с ухудшением видимости до 1000 м;
    в) спрямление экипажами самолетов установленного маршрута и непринятие своевременного решения об обходе района с ухудшенной видимостью.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.