Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение в воздухе двух Ан-2 Северного УГА близ Вологды
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 января 1968 г.
Время:  11:14
Страна:  СССР
Место происшествия:  Вологодская область, Усть-Кубинский район, 23 км северо-северо-западнее а/п Вологда
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-09667
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное УГА, Вологодский ОАО
 


Описание
    В день происшествия в связи с плохими метеоусловиями все полеты самолетов Вологодского ОАО в восточном направлении были отменены. После некоторого улучшения погоды руководитель полетов в 08:20 мск принял решение о начале полетов на МВЛ в западном и северо-западном направлениях.
    Прогноз погоды в зоне а/п Вологда с 09:00 до 12:00 предусматривал: облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 100-200 м, снег, дымка, видимость 1000-2000 м, в первой половине срока 1500-2500 м, ветер 100-120° 25-35 км/ч, в облаках обледенение. После 12:00 предусматривалось улучшение погоды.
    После решения о начале полетов экипаж Ан-2 №96226 71 летного отряда (КВС Быстров, здесь и далее все фамилии изменены) выполнил грузовой рейс Вологда – Усть-Кубинское – Вологда и в 11:04 произвел взлет для второго рейса по этому же маршруту. На борту находилось 1 020 кг груза (7 бочек с соленой сельдью).
    Экипаж Ан-2 №09667 того же летного отряда (КВС Федотов), выполнявший рейс по маршруту Вологда – Бережное – Вологда, следовал из Бережного в Вологду через Усть-Кубинское. На борту находилось 12 пассажиров. Оба самолета были оборудованы лыжным шасси.
    В 11:04 экипаж Федотова доложил о пролете Усть-Кубинского. На участке маршрута Усть-Кубинское – Вологда оба самолета оказались на встречных курсах и следовали на высоте 200-210 м по спрямленному маршруту, преднамеренно отклонившись от установленной МВЛ Вологда – Оларево –Усть-Кубинское.
    Прослушав сообщение Федотова о пролете Усть-Кубинского, Быстров передал: «на встречных иду, 09667…». На этот запрос диспетчер СДП Косоротов ответил: «да, да, в Усть-Кубинское он идет» и далее передал: «видимость отличная, погода хорошая». Затем Быстров доложил диспетчеру о занятии высоты 200 м и попросил разрешения работать с МДП, но вместо связи с МДП начал вызывать Усть-Кубинское.
    В то же время Федотов продолжал находиться на связи с СДП, интересуясь погодой на востоке.
    Самолеты, продолжая следовать со встречными курсами на одной высоте в одном районе, и, работая на различных частотах (126 и 128 МГц), оказались в условиях ухудшенной видимости до 1000 м из-за прохождения снежного заряда.
    В 11:14 в 23 км северо-северо-западнее г. Вологда на высоте 200-210 м в снегопаде произошло их столкновение. Самолет Федотова правой полукоробкой зацепил за хвостовое оперение встречного самолета Быстрова. Скорость полета самолета №09667 в этот момент составляла 174 км/ч, а самолета № 96226 – 173 км/ч. Самолеты упали в болото в 220 м друг от друга под углами более 40°. Двигатели и передние части фюзеляжей погрузились в болотистую почву на глубину до 4 м. Отдельные части самолетов были разбросаны на площади 200х300 м.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 12 12
На земле   0
Всего погибших 16


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-09667
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.09.1966
Заводской номер ВС 1G76-01
Наработка ВС (часы) 1621
Наработка ВС (циклы) 2176
Силовая установка ЛС 120723


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное УГА, Вологодский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Бережное
Пункт назначения Вологда
Начальный пункт маршрута Бережное
Конечный пункт маршрута Вологда


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: основной причиной столкновения в полете является неудовлетворительная организация и обеспечение полетов на МВЛ Вологда – Усть-Кубинское.
    Происшествию способствовали:
    а) преждевременное и неправильное решение диспетчера Косоротова М.К. о прекращении связи с Быстровым и халатное руководство полетами этих самолетов;
    б) попадание самолетов в зону снегопада с ухудшением видимости до 1000 м;
    в) спрямление экипажами самолетов установленного маршрута и непринятие своевременного решения об обходе района с ухудшенной видимостью.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.