Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24 а/к "Южные авиалинии" в районе Донецка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 февраля 2013 г.
Время:  18:09
Страна:  Украина
Место происшествия:  а/п Донецк
Тип ВС:  Ан-24РВ
Регистрация ВС:  UR-WRA
Авиакомпания:  Южные авиалинии
Рейс:  YG-8971
 


Описание
    Самолет, выполнявший чартерный рейс Одесса-Донецк и перевозивший футбольных болельщиков на матч Лиги Чемпионов, проходивший в Донецке, потерпел катастрофу в сложных метеоусловиях в аэропорту Донецк. 5 пассажиров погибло, 5 членов экипажа и 3 пассажира получили ранения.
    КВС имеет общий налет 3 245 часов, второй пилот – 175 часов, бортмеханик – 561 час, штурман – 6 645 часов. Перерыв в летной работе обоих пилотов составляет более 90 дней, бортмеханика – 75 дней, штурмана – более 30 дней. В связи с большим перерывом в летной работе трех членов экипажа в задание на полет были включены пилот-инструктор и бортмеханик-инструктор. Оба инструктора на вылет рейса не явились. КВС принял решение выполнять полет без инструкторского состава.
    При вылете из Одессы фактическая взлетная масса ВС составила 23 379 кг, что превышало установленную РЛЭ максимальную взлетную массу на 1 579 кг. Решение на выполнение полета КВС принял по фактической погоде а/п Донецк, которая соответствовала его минимуму.
    Взлет произведен в 16:35. В горизонтальном полете, по указанию КВС, рабочее место второго пилота занял пилот-курсант, который был включен в полетное задание летным директором авиакомпании.
    Полет до рубежа начала снижения проходил без отклонений. Перед началом снижения экипаж получил фактическую погоду аэропорта Донецк, которая была хуже минимума КВС (80х1000 м). При данных метеоусловиях командир ВС имел право снижаться только до высоты 300 м. После получения погоды командир ВС не сообщил членам экипажа распределение обязанностей при заходе на посадку и действия при достижении высоты 300 м. Перед началом снижения КВС и второй пилот не рассчитали посадочную массу ВС, которая составляла 21 979 кг, и не оценили целесообразность использования вспомогательной силовой установки РУ-19, которую необходимо включать при посадочной массе свыше 21 700 кг.
    Заход на посадку производился на ВПП 08 (МКп=83°). До пролета БПРМ (1000 м от торца ВПП) отклонений в технике пилотирования от заданных параметров не было. На высоте принятия решения КВС, не установив визуального контакта с огнями подхода, продолжил снижение, уменьшив вертикальную скорость и не сообщив экипажу своего решения (о посадке или об уходе на второй круг). Второй пилот и бортмеханик не предпринимали действий по поддержанию скорости полета на установленных РЛЭ значениях за счет увеличения режима работы двигателей. В условиях превышения предельного посадочного веса на 400 кг и работы ПОС двигателей самолет, потеряв скорость, перешел на режим сваливания, вследствие чего ВС начало раскачиваться, вошло в левый крен 12°, затем в правый крен 58°, снова в левый крен 18° и снова в правый 48° На приборной скорости 190 км/ч двигателям был установлен взлетный режим. Шасси, по команде КВС, были убраны за 3 секунды до столкновения ВС с землей. КВС попытался перевести самолет в набор высоты, что привело к уменьшению приборной скорости до 150 км/ч.
    Самолет, задев металлическую мачту метеорологического измерительного оборудования высотой 10 м с тросовыми растяжками, расположенную на удалении более 100 м от оси ВПП, с правым креном 48° столкнулся с землей между ВПП и магистральной РД. Часть плоскости оторвалась. Дальнейшее движение осуществлялось на гондолах двигателей, что предотвратило переворачивание ВС на правый борт. Самолет остановился в 50 м от бетонного внешнего ограждения аэропорта. При этом фюзеляж разломился в районе центроплана. Передняя часть фюзеляжа перевернута на 180°, хвостовая часть находится с креном на левый борт, опираясь на левый горизонтальный стабилизатор. Возгорание разлившегося топлива в районе разрушенной плоскости было ликвидировано аварийно-спасательными расчетами.
    Фактическая погода за 18:00 местного времени - ветер 60° 2 м/с переменный от 20° до 80°. Горизонтальная видимость в зоне приземления 300 м, на первой половине ВПП 1 000 м, на второй половине ВПП 550 м, в конце ВПП 400 м, видимость на ВПП в зоне приземления 800 м, на первой половине ВПП более 2 000 м, на второй половине ВПП 1 400 м, в конце ВПП 1 100 м, туман, вертикальная видимость 60 м. Прогноз на посадку: ухудшение видимости до 200 м, туман, вертикальная видимость 30 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 0
Пассажиры 46 5
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24РВ
Регистрационный номер (id) ВС UR-WRA
Государство регистрации ВС Украина
Дата выпуска ВС 29.06.1973
Заводской номер ВС 37308709
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса YG-8971
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Южные авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Украина
Пункт вылета Одесса
Пункт назначения Донецк
Начальный пункт маршрута Одесса
Конечный пункт маршрута Донецк


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа самолета произошла вследствие потери скорости во время захода на посадку при метеоусловиях, к которым КВС не был подготовлен и допущен.
    Причинами потери скорости явились:
    - несвоевременное увеличение режима работы двигателей перед началом вывода самолета из снижения;
    - неиспользование вспомогательной силовой установки РУ-19 при посадочной массе самолета, превышающей максимально допустимую на 279 кг;
    - значительное отклонение руля поворота, что уменьшило подъемную силу и критический угол атаки левого полукрыла.
    Сопутствующие факторы:
    - невыполнение экипажем технологии работы на этапе подготовки к снижению и заходу на посадку;
    - экипаж не прошел подготовку после длительного перерыва в работе;
    - наличие серьезных недостатков в организационной и административной деятельности а/к Южные авиалинии.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Фото: МЧС Украины


Фотографии

   
   
 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.