Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение в воздухе Ан-2 и Ми-8 в районе а/п Сургут
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 ноября 1974 г.
Время:  14:56
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, 4,5 км юго-западнее а/п Сургут
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-25686
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  235 отдельный авиационный отряд
 


Описание
    Экипаж 121 летного отряда выполнял рейс №662 и произвел взлет в а/п Ханты-Мансийск в 11:36 мск. На борту находилось 12 взрослых пассажиров. При подходе в зону а/п Сургут экипаж в 12:47 вышел на связь с диспетчером круга, находясь на высоте 150 м, и получил условия захода на посадку с МКпос=253° по давлению 761 мм рт.ст. В 12:56 экипаж запросил у диспетчера круга работать со стартом. Диспетчер дал разрешение. В 12:56:28 экипаж перешел на связь с диспетчером старта и сообщил ему: «Сургут 70766 вышел в круг левым 253». Диспетчер разрешил заход на посадку курсом 253° левым кругом. В 12:56:36 экипаж ответил: «Понял». На этом связь с бортом прекратилась.
    В это же время экипаж вертолета Ми-8 235 ОАО, выполнявший внерейсовый полет в Нефтеюганск по обслуживанию экспедиции, в 12:54 произвел взлет из а/п Сургут, имея на борту 19 взрослых пассажиров и двух детей. В 12:55:18 экипаж доложил о взлете. В 12:55:23 диспетчер передал: «686 выход левым, работать с кругом». В 12:55:40 экипаж вертолета вышел на связь с диспетчером круга и передал, что произвел взлет и направляется в Нефтеюганск на высоте 150 м. Диспетчер круга ответил: «686 понял Вас до выхода 150». Экипаж ответил: «До выхода» и на связь больше не выходил.
    Оба воздушных судна были обнаружены разрушенными и сгоревшими на расстоянии 4,5 км от КТА с азимутом 218° в 600 м друг от друга. Все находившиеся на бортах 33 пассажира и 5 членов экипажа погибли. Самолет Ан-2 упал в лес, вертолет Ми-8 – на покрытой редколесьем заснеженной болотистой местности.
    Установлено, что после взлета Ми-8 произвел левый разворот в направлении на Нефтеюганск и производил полет с МК=220° на высоте 150 м. В облаках, нижняя граница которых в момент происшествия была 130-110 м, в 12:56:36 произошло столкновение с Ан-2, входившем в круг на той же высоте с курсом, обратным посадочному, в направлении к третьему развороту.
    Фактическая погода в момент происшествия: облачность 10 баллов высотой 130 м, видимость 8 км, слабый снег, ветер неустойчивый 1-2 м/с, температура минус 6°С.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 21 21
На земле   0
Всего погибших 38


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25686
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 08.06.1973
Заводской номер ВС 3771
Наработка ВС (часы) 1298
Наработка ВС (циклы) 3416
Силовая установка С93201417 С93201418


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 235 отдельный авиационный отряд
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сургут
Пункт назначения Нефтеюганск
Начальный пункт маршрута Сургут
Конечный пункт маршрута Нефтеюганск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной столкновения явилось неудовлетворительное руководство воздушным движением в зоне круга а/п Сургут, выразившееся в:
    1) В нарушении установленных схем захода на посадку при полетах по ПВП.
    2) В нарушении минимума погоды для приема и выпуска ВС данных типов.
    3) В отсутствии контроля за движением ВС с помощью РТС и информации экипажей о воздушной обстановке.
    Виновники:
    Диспетчер круга: - не запретил посадку Ан-2 при фактической погоде ниже минимума данного типа ВС; - не осуществлял контроль с помощью РТС за полетами ВС и не информировал экипажи о воздушной обстановке; - не дал указание экипажу Ан-2 о заходе на посадку по установленной ИПП а/д Сургут схеме; - в нарушение НПП ГА-71 не передал управление полетом Ан-2 диспетчеру старта; не запретил заход на посадку Ан-2 левым кругом, тогда как ИПП устанавливает правый круг.
    Диспетчер старта: - не запретил взлет Ми-8 при фактической погоде ниже минимума данного типа ВС; - в нарушение НПП ГА-71 не передал управление движением Ми-8 диспетчеру круга.
    Экипаж Ан-2: зная о фактической погоде ниже минимума своего ВС, не принял решение об уходе на запасной аэродром и нарушил установленную ИПП схему, выполняя заход на посадку левым кругом.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.