Экипаж Игарской авиагруппы УПА ГУСМП при СМ СССР выполнял работы по обслуживанию Таймыро-Оленекской аэрофотосъемочной экспедиции. В день происшествия, после выполнения полета пилот получил вторичное задание от начальника экспедиции перебросить бензин на ВПП на реку Молодо к месту предстоящей работы.
Взлет производился с площадки на берегу реки Лена, около устья реки Джарджан. Дозаправив самолет, пилот взял еще две бочки с бензином и две пустых бочки. Убедившись в нормальной работе мотора и рулей, пилот начал разбег с места заправки для производства взлета. Разбег производился по рыхлому песку. Видя, что самолет не набирает достаточной скорости, пилот через 100-120 м разбега прекратил взлет, причем при заруливании на повторный взлет самолет застрял в мягком грунте ВПП. Пилот дал команду бортрадисту и штурману отрыть грунт от колес самолета. Первым вышел бортрадист, вторым – штурман. Вероятно, он без доклада предварительно поставил струбцину на качалку управления элеронами (это входило в его обязанности). После остановки мотора им в помощь вышел и бортмеханик.
После уборки грунта от колес пилот сам запустил мотор и отрулил к месту начала взлета на более твердый грунт, где в ожидании подхода членов экипажа выключил мотор для охлаждения. После прибытия экипажа мотор был вновь запущен и без опробования рулей и предполетного осмотра произведен взлет по более плотному песку на косе.
После отрыва, на высоте 50-60 м, самолет стал крениться влево. Пилот попытался вывести самолет из крена управлением элеронами и правой ногой, однако самолет продолжал увеличивать крен и опускать нос. Пилот дал команду штурману посмотреть струбцину элеронов. Штурман убежал в хвост, а самолет, продолжая увеличивать крен, развернулся на 180° и с креном 60-70° и углом пикирования 20-25° и работающим мотором в 13:20 мск врезался в воду реки Лена и затонул в 200 м от берега.
Пилот, бортмеханик и радист, получившие ранения и ушибы, вылезли через передний аварийный люк, поплыли к берегу и были подобраны через 5-6 минут подошедшим катером. Штурман вылез через входную дверь и пытался держаться за отбитое крыло, но, увеличив его вес своей тяжестью, через 2-3 минуты утонул вместе с крылом.
После подъема самолета обнаружена неснятая струбцина, закрепленная на шпангоуте №6 фюзеляжа и стопорящая качалку управления элеронами.
|