Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Управления Полярной авиации Главсевморпути в Якутии
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 августа 1951 г.
Время:  19:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, река Лена, район устья реки Джарджан
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-Н566
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление Полярной Авиации Главсевморпути
 


Описание
    Экипаж Игарской авиагруппы УПА ГУСМП при СМ СССР выполнял работы по обслуживанию Таймыро-Оленекской аэрофотосъемочной экспедиции. В день происшествия, после выполнения полета пилот получил вторичное задание от начальника экспедиции перебросить бензин на ВПП на реку Молодо к месту предстоящей работы.
    Взлет производился с площадки на берегу реки Лена, около устья реки Джарджан. Дозаправив самолет, пилот взял еще две бочки с бензином и две пустых бочки. Убедившись в нормальной работе мотора и рулей, пилот начал разбег с места заправки для производства взлета. Разбег производился по рыхлому песку. Видя, что самолет не набирает достаточной скорости, пилот через 100-120 м разбега прекратил взлет, причем при заруливании на повторный взлет самолет застрял в мягком грунте ВПП. Пилот дал команду бортрадисту и штурману отрыть грунт от колес самолета. Первым вышел бортрадист, вторым – штурман. Вероятно, он без доклада предварительно поставил струбцину на качалку управления элеронами (это входило в его обязанности). После остановки мотора им в помощь вышел и бортмеханик.
    После уборки грунта от колес пилот сам запустил мотор и отрулил к месту начала взлета на более твердый грунт, где в ожидании подхода членов экипажа выключил мотор для охлаждения. После прибытия экипажа мотор был вновь запущен и без опробования рулей и предполетного осмотра произведен взлет по более плотному песку на косе.
    После отрыва, на высоте 50-60 м, самолет стал крениться влево. Пилот попытался вывести самолет из крена управлением элеронами и правой ногой, однако самолет продолжал увеличивать крен и опускать нос. Пилот дал команду штурману посмотреть струбцину элеронов. Штурман убежал в хвост, а самолет, продолжая увеличивать крен, развернулся на 180° и с креном 60-70° и углом пикирования 20-25° и работающим мотором в 13:20 мск врезался в воду реки Лена и затонул в 200 м от берега.
    Пилот, бортмеханик и радист, получившие ранения и ушибы, вылезли через передний аварийный люк, поплыли к берегу и были подобраны через 5-6 минут подошедшим катером. Штурман вылез через входную дверь и пытался держаться за отбитое крыло, но, увеличив его вес своей тяжестью, через 2-3 минуты утонул вместе с крылом.
    После подъема самолета обнаружена неснятая струбцина, закрепленная на шпангоуте №6 фюзеляжа и стопорящая качалку управления элеронами.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н566
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1951
Заводской номер ВС 10947301
Наработка ВС (часы) 400
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 811639


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление Полярной Авиации Главсевморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилась исключительная халатность и отсутствие должной дисциплины и порядка в экипаже, приведшие к взлёту с неснятой струбциной на качалке управления элеронами. Струбцина, вероятно, была поставлена штурманом при остановке мотора после первой попытки взлёта, никем не обнаружена и по халатности не снята перед взлётом. Стопорение элеронов лишило пилота возможности исправить случайный крен самолёта, явившийся результатом сильной болтанки, наблюдавшейся в данном районе.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.