Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Восток близ пос. им. Полины Осипенко
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  07 сентября 1997 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Хабаровский край, близ пос. им Полины Осипенко
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22749
Авиакомпания:  Восток
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортно-связной полёт с посадочной площадки на реке Конин на аэродром посёлка Полина Осипенко. На борту пассажиров и коммерческой загрузки не было. При входе в аэродромный круг полётов произошло самовыключение обоих двигателей вертолёта. Экипаж произвёл вынужденную посадку на заболоченную, кочковатую местность в 5 км от аэродрома. При приземлении произошло опрокидывание вертолёта на левый борт. Второй пилот и бортмеханик получили травмы различной степени тяжести, КВС не пострадал. На вертолёте повреждены силовые элементы, разрушены хвостовая и концевая балки.
    Синоптическая обстановка соответствовала прогнозам и на возникновение и развитие аварийной ситуации влияния не оказала.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22749
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1983
Заводской номер ВС 98311253
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Восток
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения им. Полины Осипенко
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута им. Полины Осипенко


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     После вынужденной посадки экипаж вертолета в нарушение требований статьи 97 (пункт 1) Воздушного Кодекса Российской Федерации и п.п. 2.3.2 ПРАПИ-88 сохранность средств объективного контроля не обеспечил. Бортмеханик проник в вертолёт, снял кассету КС-05 системы САРПП-12Д1М, вскрыл её и засветил плёнку самописца, после чего установил кассету на место. Кроме этого, после авиационного происшествия бортмехаником вертолета в бортовом журнале были сделаны исправления записи об остатке пленки САРПП-12Д1М. Свои действия бортмеханик объяснил тем, что он находился в шоковом состоянии.
    В результате исследований, проведенных в процессе расследования, установлено, что авиационное происшествие произошло вследствие самовыключения обоих двигателей в полёте из-за полной выработки топлива из расходного бака.
    В связи с умышленным уничтожением записи плёнки САРПП-12Д1М, обрывом звуконосителя МС-61Б и отсутствием фиксации полётного времени на бортовых часах однозначно определить причину полной выработки топлива из расходного бака не представилось возможным.
    После авиационного происшествия по указанию генерального директора АООТ "Восток" в нарушение требований п. 2.3.2 ПРАПИ-88 до прибытия комиссии на вертолёте, по объяснительным авиатехника, им проводилась проверка содержания топливных баков.
    В данном случае имеет право на существование и версия о попытке уничтожения вещественных доказательств.
    По прибытии комиссии на место происшествия было определено, что в левом подвесном баке находилось 570 литров, в правом - 2 литра топлива. Объяснений подобного распределения топлива по бакам комиссия не дала. Не была проверена и достоверность показаний экипажа о маршруте последнего полета, не проведен своевременно опрос очевидцев на посадочных площадках по маршруту полета, что привело к утрате дополнительной информации и позволило однозначно определить обстоятельства, повлиявшие на причину авиационного происшествия, при том, что расследование длилось более полугода.
    Руководством авиапредприятия "Восток" авиационные работы были организованы на низком уровне. В нарушение требований п. 10.1.12 НПП ГА-85 в районе предстоящих работ на посадочные площадки не были составлены кроки и инструкции по производству полётов, не выполнены требования п. 10.1.4 НПП ГА-85 по разработке инструкции по организации, управлению полётами и их обеспечению с учётом выполнения видов работ.
    Командир воздушного судна при перелёте в район авиационных работ самовольно изменил задание на полёт, чем нарушил требования пп. 2.4.2 и 3.2.6 НПП ГА-85, произвёл непредусмотренную планом посадку для устранения неисправности (по объяснениям членов экипажа - повышение температуры масла в главном редукторе ВР-8 до 90°С), однако записи в бортовой журнал о выявленной неисправности и выполненных работах не произвёл. Предполётная подготовка к данному и последующим полётам проводилась с отступлением от требований НШС ГА-86, в результате чего расчёт полётов в штурманском бортовом журнале был выполнен с ошибками.
    В последнем полёте экипаж вновь изменил предусмотренный планом маршрут полёта, приняв решение (по объяснениям членов экипажа) по просьбе "заказчика" произвести поисковые работы по обнаружению бригады "заказчика". При этом полёт выполнялся без установления связи с диспетчером и информировании его об изменении маршрута, что является нарушением требований п. 10.1.16 НПП ГА-85.
    Четырьмя месяцами ранее, 07.05.97 г., в авиапредприятии "Восток" из-за полной выработки топлива из расходного бака при наличии его в подвесных произошла катастрофа вертолёта Ми-8МТВ-1 RA-25509. После этой катастрофы должной профилактической работы проведено не было, руководство авиапредприятия не смогло достаточно остро поставить вопрос о повышении уровня безопасности полётов. Более того, анализ средств объективного контроля показал, что на вертолёте Ми-8Т RA-22749, только за период с 13.07.98 - по 22.08.98 г., в 41 полёте по трелёвке леса зафиксировано срабатывание сигнализации аварийного остатка топлива в непрерывном режиме. Данный факт свидетельствует о том, что у лётного состава авиапредприятия "Восток" сложилась порочная практика полётов с аварийным остатком топлива в расходном баке при бесконтрольности и попустительстве со стороны руководящего состава.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.